Санкт-Петербург и область, 29 мая 2020, 17:33

«Не стесняясь»: чем грозит Ленобласти гневная речь губернатора

Читать в полной версии
(Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс)

Судя по высказываниям губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, план восстановления экономики региона, который планируют разработать к 20 июня, будет ориентирован на более активную поддержку местных производителей. Хотя областные власти ранее анонсировали весьма масштабный пакет мер поддержки бизнеса, результаты, видимо, не вполне устраивают губернатора. Опрошенные РБК Петербург эксперты оценивают тактику прямого протекционизма неоднозначно.

Лоббировать без стеснения

На заседании правительства Ленобласти 28 мая, посвященном этой теме, губернатор Александр Дрозденко заявил: «Какого рожна мы молоко в пакетах для школьников покупаем в другой области? Мы молочный регион, у которого молоко считается одним из лучших в РФ. Почему мы картошку покупаем в другом регионе? Овощи покупаем в другом регионе. Макароны, которые производятся у нас, мы завозим с другого региона. Я считаю, что нам надо сегодня не стесняясь лоббировать своих производителей».

По мнению опрошенных РБК Петербург экспертов, вопрос не простой. «Власти Ленобласти можно понять, — говорит директор Фонда «ЦСР «Северо-Запад Марина Липецкая. — Нужно не допустить разрушение местной экономики, быстро ее восстановить после кризиса».

«В принципе агробизнес Ленобласти довольно успешен, — продолжает она. — Но сейчас ситуация у него осложнена тем, что закрыт петербургский общепит, в частности, рестораны, кафе и т.д. Между тем, этот общепит является одним из главных потребителей областного агробизнеса. Многие агропредприятия, особенно мелкие и средние, в частности, фермерские хозяйства, ориентированы не на розницу, а на общепит, который везде и всегда предпочитает покупать свежие продукты у местных производителей. Для сравнительно небольшого (по оборотам производства) региона пятимиллионный Петербург — огромный рынок сбыта. И когда из-за коронавирусных ограничений он вдруг закрылся, многие областные сельхозпроизводители практически лишились сбыта. Потребление будет постепенно восстанавливаться, но на это уйдет года два, потому что сначала часть ресторанов закроется (многие уже объявили об этом), потом на их место придут другие».

В такой ситуации прямой протекционизм агробизнесу Ленобласти эксперт считает вполне оправданным. Приоритетные госзакупки создают для таких производителей стабильный рынок сбыта, «что дает им какую-то уверенность», добавляет она.

Директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич тоже считает, что хотя в принципе протекционизм плох, но иногда, в критических ситуациях, этот инструмент приходится применять.

Крупным — снижать издержки

Что касается крупного агробизнеса, то у него другие проблемы. Хотя по ряду продуктов Ленобласть даже находится в числе российских лидеров (производство яиц, молока и др.), но в магазинах, особенно в крупносетевой рознице, зачастую преобладает продукция из других регионов и даже стран. Не помогли даже антисанкции, запретившие импорт продуктов из Европы. Причины известны — сети выбирают поставщиков, исходя из соображений экономической целесообразности, по трем основным критериям: стабильность поставок, цена и качество, к которым чувствительны конечные покупатели — население. И вот по этим критериям производители Ленобласти зачастую проигрывают в конкурентной борьбе.

«Мы анализировали агрокомплекс Ленобласти и выяснили, что наряду с вполне конкурентоспособными предприятиями есть производители с устаревшим, изношенным оборудованием. К тому же издержки у производителей высоки в том числе из-за высоких тарифов энергоснабжающих монополистов, что особенно болезненно в нашем северном регионе, где повышено, по сравнению с другими регионами, потребление тепла и электроэнергии. В некоторых случаях привозная продукция дешевле из-за «эффекта масштаба» тамошнего производства, а местные производители не могут обеспечить такие же масштабы из-за особенностей нашего северного климата и почв», — объясняет Марина Липецкая.

В такой ситуации, считают эксперты, надо повышать конкурентоспособность производителей, в том числе мерами господдержки. Например, способствовать снижению их издержек. «Нужно умерять аппетиты монополистов, — считает Борис Жихаревич. — У властей есть для этого определенные возможности».

Протекционизм — временная мера

Марина Липецкая считает, что протекционизм, например, при госзакупках (как известно, госзаказчикам сейчас разрешили закупать продукцию без конкурсов) допустим лишь в краткосрочной перспективе, для быстрого восстановления местной экономики после кризиса, но неприемлем стратегически. «В краткосрочной перспективе прямой протекционизм полезен и оправдан, а в долгосрочной, в период восстановительного роста — скорее вреден, потому что отсутствие здоровой конкуренции дестимулирует бизнес развиваться», — уверена эксперт.

Борис Жихаревич добавляет: «Протекционизм в конечном счете приводит к ограничению рынка и конечному потребителю будет хуже. Для населения выгоден свободный рынок и открытая конкуренция, чтобы можно было выбирать». По его мнению, лучше всего давать деньги не производителям, а слабозащищенным потребителям в качестве мер социальной поддержки.

По мнению Марины Липецкой, политика поддержки должна быть комплексной — обязательно нужно параллельно с протекционистскими мерами стимулировать модернизацию предприятий, развивать потребкооперацию, кластерную политику. «Нужно усиливать бизнес и решать его нерешенные ранее проблемы, в частности, связанные с инфраструктурой, чтобы повышалась конкурентоспособность предприятий в национальном масштабе», — считает эксперт.

Борис Жихаревич полагает, что для властей целесообразно поддерживать все форматы торговли, а не принуждать сети силой закупать местную продукцию. Лучшая тактика, по его мнению — развитие уникальных ниш, где конкурентоспособность оказывается высокой. «У местных производителей всегда есть набор преимуществ для потребителей, например, в части поставок в местный общепит. Эту нишу и надо активно развивать», — считает он.

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса