Санкт-Петербург и область, 29 мая 2021, 10:00

«Помёт стекает в Финский залив»: экологи забили тревогу

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Комиссия по защите Балтийского моря Helcom, созданная девятью государствами Балтийского бассейна (включая Россию), обеспокоена ситуацией с загрязнением акватории. Особое беспокойство экспертов вызывают показатели загрязнений от птицефабрик Ленинградской области, передает финское издание Yle.fi со ссылкой на представителей комиссии.

По данным издания, 10-летний план действий по снижению объемов загрязнения Балтийского моря, который был принят в 2007 году, признан нереализованным. Многие страны не достигли норм снижения выбросов. Комиссия намерена внедрить экономические инструменты для сельского хозяйства, которые ограничат использование фосфора и азота, а также поголовье скота. Никаких других способов очистить море от уже существующих в нем токсинов нет — такой вывод делают эксперты.

«Он убивает все живое»

Территория бывшей птицефабрики «Ударник» в поселке Победа Ленинградской области отнесена экспертами Helcom к активным горячим точкам по самому сильному загрязнению Балтийского моря. По словам директора проектов Фонда «Чистое Балтийское море» Марьюка Порвари, «общая нагрузка фосфора с суши в Балтийское море в настоящее время составляет чуть менее 30 000 тонн в год. Количество фосфора в «Ударнике» — 20 тонн — соответствует содержанию фосфора в сточных водах всего города Хельсинки».

«Ленинградская область является ведущим регионом по производству яиц в России, а, в отличие от животноводства, птицеводческие предприятия редко имеют собственные сельскохозяйственные поля для производства кормов, что приводит к проблемам с утилизацией помета, так как его нельзя использовать на поле в качестве удобрения», — отметил секретарь по коммуникациям Helcom Доминик Литтфасс.

О том, как это выглядит в реальности, журналистам Yle.fi рассказал руководитель «Фонда Каннельярви» (организация, объединяющая уроженцев финского города Каннельярви, ныне российского поселка Победа Выборгского района Ленобласти) Ханна Мяяттянен: «Слой помета достигает метра глубины, и это убивает все живое. Помет привозят с птицефабрики тракторами, он стекает в канавы и водоемы, а затем идет по маленьким рекам к Финскому заливу». Финнов подобные реалии и запахи с фекальными водами шокируют, местные жители пытаются приспособиться. Мало кто решается использовать в пищу водопроводную воду, даже кипяченую. Летом невозможно открывать окна и двери — из-за запаха и мух. Также люди отмечают у себя аллергические реакции.

Фильтр не помог

Фонд Йона Нурминена с 2012 года проводил проект по снижению содержания фосфора в сточных водах в Ленинградской области. В 2014 году для «Ударника» был построен фильтр — такой же используется при очистке малонаселенных сточных вод в Швеции. Фильтрующий материал и осажденный в нем фосфор можно использовать на полях в качестве удобрения. Система фильтрации навозного пруда, по данным Фонда, была завершена в 2017 году. Однако вскоре «Ударник» обанкротился, а помет так и остался лежать, и, как рассказывает Марьюка Порвари, «проблемы только усугубляются сейчас, когда никто этим не занимается».

В правительстве Ленинградской области планировали капитальный ремонт очистных сооружений поселка и фабрики еще в 2018 году, затем их переносили с осени 2019 на год. Прокуратура региона, в свою очередь, насчитала 5 млн рублей ущерба, причиненного поселку Победа из-за неработающих очистных и слива сточных вод в окружающую среду и водные объекты.

В последнем комментарии Yle.fi областные чиновники обещали направить документы в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области «для выделения субсидии из областного бюджета на выполнение строительно-монтажных работ».

Разлив помета

Местные экологи также обеспокоены ситуаций на других птицефабриках региона. «Вестник Северо-Запада» в конце апреля сообщил о жалобе общественной организации «Зеленый фронт» в надзорные органы с просьбой обязать контролирующие активы другой обанкротившейся птицефабрики Ленобласти — «Приморской» (производство остановлено в 2014 году) — привести пометохранилища в надлежащее состояние. Жители Красной Долины Выборгского района обнаружили разлив куриного помета, который затопил близлежащие участки. Бесхозные угодья бывшей фабрики стали к тому же местом для незаконной свалки мусора.

Только одна птицефабрика региона в конце 2019 года запустила комплекс по переработке отходов в тепловую энергию. Проект стоимостью 900 млн руб. реализует предприятие «Роскар» в поселке Первомайское Выборгского района Ленобласти. По словам губернатора Александра Дрозденко, «это первый в России подобный завод, ему аналогов нет пока». «По этому образцу, при его рентабельности, мы будем оборудовать и другие птицефабрики, животноводческие хозяйства, снимем вопрос утилизации отходов, обеспечим защиту экологии и чистоту территории наших населенных пунктов».

Грязное море

Однако стратегически проблему это пока не решает. По данным комиссии Helcom, только в Финский залив ежегодно сбрасывается 4259 т фосфора, из них 3174 т — с территории России. Микробиолог Института Цитологии РАН Ольга Матанцева подтверждает в интервью Yle.fi: «Ситуация с Балтийским морем очень плохая. Сине-зеленые водоросли потребляют фосфор и азот и цветут на очень больших площадях. Ими потребляется весь кислород в фотическом, то есть освещенном слое воды». Это в свою очередь ведет к тому, то кислород не достигает дна, гибнут организмы и возникают так называемые «мертвые зоны» — сегодня это более 200 тыс. кв. км Финского залива. Кроме того, сине-зеленые водоросли синтезируют токсичные вещества, опасные для людей. Именно поэтому Балтийское море, по данным ООН, было признано в прошлом году самым грязным в мире.

Повтор публикации от 24.05.2021

Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как защитить пожилых родственников от переломов: советы врача из Гарварда
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Праздник каждый день: как адвент-календари заставляют нас тратить больше
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist