Санкт-Петербург и область, 29 июл 2015, 14:26

«Ленту» уличили в навязывании услуг

ФАС оштрафовала ретейлера на 2 млн рублей
Читать в полной версии

ФАС оштрафовал «Ленту» за навязывание услуг на 2 млн рублей. Ведомство усмотрело в действиях ретейлера «навязывание услуг», противоречащее закону о торговле. Как сообщает пресс-служба Управления федеральной антимонопольной службы России по Петербургу, в отношении ООО «Лента» вынесено постановление об административном правонарушении.

Антимонопольный орган установил, что ретейлер навязывал поставщикам товаров категории «бакалея» заключение договоров на оказание маркетинговых услуг. Организации, по данным петербургского УФАС, выплачивали сети за продвижение товаров в среднем около трети от своего товарооборота (15-30%), что в результате отразилось и на конечной стоимости продуктов.

В результате торговой сети было выдано предписание внести изменения в имеющиеся договоры оказания услуг и назначен штраф в размере 2 млн рублей. На запрос РБК Петербург менеджер по региональным коммуникациям «Ленты» Яна Могилева ответила: «До получения официального документа от ФАС мы ничего не комментируем».

В середине июля антимонопольщики также сообщали о возбуждении дела в отношении торговой сети «О'Кей». Как установили в управлении, между торговой сетью и несколькими поставщиками продовольственных товаров также заключались договоры поставок и договоры возмездного оказания услуг, направленные на продвижение товаров. Причем, вознаграждения по договорам поставок за достигнутый уровень продаж суммарно с произведенными выплатами по договорам оказания маркетинговых услуг составили около 36,5% от годового товарооборота каждого из поставщиков, отмечается в сообщении на сайте ведомства. На стадии рассмотрения на середину июля 2015 года также находилось дело в отношении ЗАО ТД «Перекресток», возбужденное по аналогичным признакам.

В середине июля Минпромторг разместил для общественного обсуждения проект поправок в закон «О торговле», который был принят Госдумой в первом чтении 19 мая. Из текста следует, что ко второму чтению министерство предлагает запретить выплату торговым сетям всех возможных видов вознаграждений, включая ретробонусы (это выплата поставщика торговой сети в зависимости от объема поставок). При этом предполагается, что вступление новых поправок в силу должно быть отложено на 180 дней, а самого запрета - на год с момента опубликования документа. Поправки, принятые Госдумой, предполагали лишь отмену всех дополнительных платежей и снижение ретробонуса с существующих 10 до 3% от суммы поставки.

Сети не откажутся от своих доходов, и не важно, будет ретробонус 3% или 0%, они найдут способ получить свои деньги, говорил ранее РБК глава Союзмолока, омбудсмен по по защите прав предпринимателей в сфере торговли Андрей Даниленко. Проще действительно запретить все бонусы, чтобы их не администрировать, считает он. «Фальшь-выплаты могут перейти в фальшь-скидку от поставщика торговой сети», - соглашается заместитель председателя правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.

Потенциально большая часть сетей готова к нулевому ретробонусу, подтверждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. «По нашему мнению, что нулевой бонус, что снижение его до 3% - это в любом случае радикальное изменение практики торговых сетей, которое потребует времени на перезаключение договоров, поэтому мораторий действительно необходим», - считает он. К тому же, обнуление не означает, что поставщики будут оставлять эту сумму себе, уверяет он: сети просто будут договариваться о снижении закупочной цены изначально, чтобы восполнять выпадающие доходы не за счет покупателей.

«Суть «болезни» была в том, что между поставщиком и сетью заключались фиктивные договора. Они исчезнут, система станет более прозрачной, но вряд ли улучшится экономика. Поставщики, которые обращаются ко мне как к бизнес-омбудсмену, считают, что этот доход сетей теперь просто будет называться по-другому — скидка, а не бонус», - говорил Даниленко. По его мнению, проблему отношений сетей и поставщиков нужно решать с помощью саморегулирования, и именно такие поправки поставщики будут предлагать к следующему чтению.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу