В Петербурге изменилась концентрация «вредного» озона
За последние 13 лет в Санкт-Петербурге снизилась концентрация «вредного» тропосферного озона. К такому выводу пришли физики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), которые проводят измерения этого показателя в городе. По их словам, эта тенденция приводит к уменьшению парникового эффекта.
«Мы провели долговременные измерения содержания приземных концентраций озона и тропосферного озона, а также исследовали их корреляции между собой в Санкт-Петербурге. По данным наших измерений было получено статистически значимое уменьшение содержания тропосферного озона на величину 0.34±0.22% в год, что говорит об уменьшении вклада тропосферного озона в парниковый эффект в регионе», — цитирует ТАСС старшего научного сотрудника лаборатории исследований озонового слоя и верхней атмосферы СПбГУ Яну Виролайнен.
По словам специалистов, тропосферный озон содержится в объеме 10% в нижней части атмосферы. Он является токсичным загрязнителем и играет ключевую роль в химических и фотохимических процессах в тропосфере, обусловливая ее окислительную способность. Это один из основных парниковых газов, влияющих на радиационный баланс и изменение климата.
В пресс-службе СПбГУ сообщили, что в Петербурге приземные концентрации озона регулярно измеряются на ряде станций для оценки качества воздуха, но этих данных недостаточно из-за малого времени жизни озона вблизи поверхности Земли. Поэтому измерения содержания тропосферного озона, сделанные в СПбГУ, уникальны для города.
Согласно исследованию, наибольшие концентрации тропосферного озона и приземных концентраций озона наблюдаются в апреле каждого года. Это объясняют глобальной циркуляцией воздуха Брюера-Добсона (сначала тропический воздух поднимается в стратосферу, потом перемещается к полюсу), перераспределяющего воздух, обогащенный озоном, из тропиков в более высокие широты. К концу июля иногда снова наблюдается максимум содержания озона, связанный, по всей видимости, с высокими температурами поверхности, ростом высоты пограничного слоя и ростом солнечной активности.