Вдвое меньше денег на обработку мусора. Чем это грозит Петербургу?
Только что поступивший в Госдуму проект федерального бюджета на 2023-2025 годы, сверстанный с дефицитом 2,9 трлн рублей (2% ВВП) на 2023 год, предусматривает сокращение затрат на обращение с отходами в два раза в 2023-2024 годах. В Минприроды утверждают, что сокращение федеральных расходов не повлияет на планы по увеличению доли сортировки и утилизации мусора. Некоторые эксперты отрасли не уверены в этом. Они вспоминают «мусорный коллапс» в Петербурге в самом начале мусорной реформы и высказывают опасения по поводу ухудшения ситуации после сокращения бюджета.
Представители компаний, реализующих основные проекты создания предприятий по обработке (сортировке и переработке) отходов на территории Петербурга и Ленобласти, рассказали РБК Петербург, как сокращение федеральных расходов повлияет на их планы.
Вдвое меньше денег
Расходы федерального бюджета на создание инфраструктуры для обработки и утилизации мусора, предусмотренные федеральным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», в 2023 году сократятся по сравнению с предыдущим годом в 2,1 раза, до 12,5 млрд руб.
Также в 2023–2024 годах правительство сократит имущественный взнос в РЭО («Российский экологический оператор», куратор мусорной реформы) на 5,1 млрд и 11,6 млрд руб. соответственно. Имущественный взнос в РЭО необходим для финансирования инвестпроектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по сортировке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов.
При этом Марта Галичева, представитель профильного вице-премьера Виктории Абрамченко, заявила, что все, что уже запланировано к реализации, имеет необходимые документы или находится на стадии разработки, обеспечено финансированием в полном объеме. Гендиректор РЭО Денис Буцаев сообщил РБК, что приоритет будет отдан в пользу концессий и «зеленых облигаций», под которыми подразумеваются средства, привлеченные с рынка на экологические проекты. По его словам, РЭО уже договорился с ведущими российскими банками о совместных инвестициях в инфраструктуру по обращению с твердыми коммунальными отходами с помощью выкупа «зеленых облигаций».
«Зеленые облигации»
Генеральный директор АО «Невский экологический оператор» (НЭО, курирует реализацию мусорной реформы в Петербурге) Екатерина Горшкова отметила, что прогнозировать, что возможное сокращение расходов федерального бюджета на создание инфраструктуры для обработки и утилизации отходов как-то повлияет на сроки реализации проектов НЭО, пока нет оснований. Первый этап проекта реконструкции комплекса по переработке отходов (КПО) «Волхонка», по ее словам, реализуется за счет средств акционерного займа, предоставленного ПАО «Интер РАО».
«Что касается остальных объектов и второго этапа КПО «Волхонка», которые находятся на разных стадиях проектирования, рассматриваются различные варианты финансирования их строительства. В том числе, благодаря заключенному в июне соглашению с ППК «РЭО», эти проекты смогут в приоритетном порядке претендовать на привлечение финансирования с использованием механизма «зеленых облигаций», — добавила она.
Только частные инвестиции
По словам Дмитрия Утевского, заместителя генерального директора по проектам развития и инвестициям АО «Автопарк № 1 «Спецтранс», их группа компаний реализует проекты, привлекая только частные инвестиции. «От федерального или регионального финансирования мы не зависим — вся коммунальная техника, контейнеры, оборудование закупаются и обновляются на частные деньги, объекты по обработке и утилизации отходов проектируются и строятся исключительно на частные инвестиции», — объяснил он.
Проект строительства комплекса по переработке пластиков АО реализует совместно с партнёрами, используя собственные банковские ресурсы. «Сейчас мы находимся на финальной стадии подписания договоров с поставщиками. Безусловно, общемировая экономическая ситуация повлияла на организацию логистики оборудования, но мы нашли решения, которые позволяют из графика не выбиваться», — сообщил Утевский.
При этом собеседник РБК Петербург признал, что в целом сокращение федерального финансирования в отрасль, безусловно, повлияет негативно на ее развитие. «Однако финансовые механизмы поддержки, которые вводит РЭО, ещё достаточно молоды и мы не успели ещё воспользоваться их преимуществами. На данный момент в проекты компании вовлечены частные инвестиции наших акционеров и партнёров», — добавил он.
Семь лет на достижение целей
В Ленобласти тоже испытывают некоторые сложности. Антон Бучнев, генеральный директор АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» говорит, что внешнеполитическая конъюнктура и внутренняя экономическая ситуация уже сказались на темпах реализации проекта КПО «Кингисепп». Вместе с тем, учитывая, что изначально объект проектировался с опорой на российские технологические решения, Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области в меньшей степени оказалась зависимой от внешних ограничений, нежели другие участники рынка по обращению с отходами, говорит он. Строительство объекта уже начато за счет собственных средств компании. «Мы не можем позволить себе проволочек — дефицит мощностей по обработке и размещению неперерабатываемых отходов в Ленинградской области критичен, тем более, что с начала 2023 года прекращают работу два из четырех полигонов, принимающих отходы из Санкт-Петербурга. А это, ни много ни мало, 2,3 млн тонн в год», — отметил он.
Эксперт также рассказал, что, поскольку ни в Ленобласти, ни в Санкт-Петербурге, кроме КПО «Кингисепп», нет готовых проектных решений, имеющих всю разрешительную документацию, было принято решение начать реализацию проекта без утверждённого решения по софинансированию строительства объекта «зелеными облигациями». Тем не менее, проект поддержан РЭО, договорённости о поддержке остаются в силе, формальности будут урегулированы до конца года, заверил он.
«Второй объект, который планируется реализовать нашими силами, — это КПО «Рахья», ориентированный на работу с мусором, образующимся во Всеволожском районе. Это самый быстроразвивающийся район в субъекте с соответствующим объёмом подзолообразования. Здесь мы идём опережающими темпами и планируем выйти на Государственную экологическую экспертизу уже в первом квартале следующего года. По данному объекту также достигнуты договоренности о поддержке «зелеными облигациями» РЭО», — рассказал Бучнев.
Предполагается, что ввод в эксплуатацию этих двух комплексов существенно снизит риски, связанные с дефицитом мощностей, и приблизит оба субъекта — Ленинградскую область и Санкт-Петербург — к достижению целевых показателей по 100%-ой обработке ТКО к 2030 году и двукратному снижению объёмов захоронения мусора на полигонах.