Осень, что же будет?..., 29 сен 2022, 17:01

Осень, что же будет?... Как перестраиваются рынки и компании

Читать в полной версии
Фото: Каравашкин Павел/PhotoXPress.ru

В период кризисов осень в России — тревожное время, на которое традиционно выпадают обострения ситуации. В 2022 году ожидания усугубились тем, что весной звучали прогнозы об исчерпании запаса прочности бизнесов, чувствительных к санкциям, «примерно спустя полгода», то есть к сентябрю. Частичная мобилизация — новость, которая пока не сказалась на работе и планах компаний, но, безусловно, может сказаться в будущем. РБК Петербург подготовил цикл мнений петербургских бизнесменов под общим названием «Осень, что же будет? ...».

Мы спросили представителей разных отраслей, как выглядит текущая ситуация в сравнении с весенними ожиданиями и какие тренды набирают обороты. Из ответов следует, что внешние стрессы запустили внутреннюю перестройку на многих российских рынках; сейчас она идет полным ходом. В сегодняшней публикации — об изменениях на рынке доставки продуктов.


Григорий Кунис, основатель сервиса доставки igooods:

«Главным опасением весны была возможность потерять доступ к деньгам. Все компании по доставке на рынке (включая нашу) убыточны и требуют внешнего финансирования. Такова особенность. Был риск вообще потерять бизнес, если бы акционеры решили спасать собственное дело и не имели возможности помогать нам. В этом случае история igooods бы закончилась. Но акционеры помогли, они покрывали наши убытки. Да, они незначительны, но эти деньги каждый месяц тоже где-то нужно изыскивать. Сейчас у нас есть хорошие перспективы выйти в плюс через какое-то время.

«Был риск вообще потерять бизнес, если бы акционеры решили спасать собственное дело и не имели возможности помогать нам».

Для этого мы пересмотрели наши расходы. В частности, отказались от агрессивного маркетинга, закрыли ряд проектов, рассчитанных на длительную перспективу (2–3 года). Например, весной закрыли igooods в ряде регионов, в том числе в Омске. Пришлось отменить запуск собственного бизнеса в Европе, включая развитие по модели франчайзинга, хотя до 24 февраля мы активно вели переговоры по продаже мастер-франшизы.

«В прямой конкуренции со Сбером»

Но кардинально мы ничего не изменяли ни для клиентов, ни для сотрудников. И несмотря на то что у нас стоимость доставки выше, чем у конкурентов (которые имеют возможность субсидировать расходы за счет своих инвестиций), в целом работать стало легче благодаря следующим моментам: «Яндекс» перестал сотрудничать с гипермаркетами «Ашан» и «Метро». Нам это облегчило жизнь. Теперь мы в прямой конкуренции только со Сбером. Также крупнейшие игроки нашего рынка переходят с глубокого субсидирования в среднее или низкое. Прежде всего это заметно по сокращению перекупки клиентов. Раньше мы в этом проигрывали: мы не готовы покупать клиентов за 5 тыс. руб. и раздавать им купоны на 300–1000 руб., спонсируя продукты, как делали многие конкуренты (такая инвестиция окупается примерно пять лет!). Сейчас разрыв между игроками по финансовым условиям для клиентов значительно меньше.

«Мы не готовы покупать клиентов за 5 тыс. руб. и раздавать им купоны на 300–1000 руб., спонсируя продукты, как делали многие конкуренты».

Раньше на рынке был откровенный демпинг, «Сбермаркет» часто предлагал клиентам по подписке бесплатную доставку в неограниченных количествах; впоследствии он лимитировал и вовсе отменил эту опцию. Сейчас наша доставка стоит 249 руб., у Сбера — 149 руб.; выбор клиента зависит уже от более тонких настроек.

После ухода Google, запрета Facebook…

Большой проблемой для отрасли доставки стало закрытие цифровых каналов, которыми пользовались бизнесы для привлечения клиентов. После ухода Google, запрета Facebook и Instagram у нас ушла половина трафика. Все пострадали от этого, мы не исключение. У этой проблемы пока нет решения. Дело в том, что все бюджеты на контекстную рекламу с Google перетекли в «Яндекс», который, по сути, стал монополистом. Но места там больше не стало, а ставки увеличились в два раза. За неимением выбора часть денег мы пробовали вложить в продвижение в ВК. Но по сравнению с Facebook результаты печальные — мы не получили отдачи. Пока ВК не оправдывает ожиданий.

«Офлайн-реклама требует больших бюджетов, при этом оценить эффект, как в цифровых каналах, невозможно».

В этой ситуации очевиден провал в развитии каналов расширения аудитории. Офлайн-реклама требует больших бюджетов, при этом оценить эффект, как в цифровых каналах, невозможно. Нужно завесить билбордами полгорода и, не меняя других активностей, замерить, увеличилось ли у тебя общее количество заказов.

Негативные эффекты — после декабря…

В ближайшей перспективе рынок доставки может измениться за счет снижения покупательной способности, этому будет способствовать полное эмбарго на поставки нефтепродуктов из России. Если пока снижение этого показателя на 10–15% бизнес несильно почувствовал, то после декабря 2022-го эффекты проявятся более резко. Крупные компании начнут экономить, это может отразиться на цене услуги у ведущих сервисов доставки, поскольку стоимость этой услуги, как я уже отмечал, зависит от возможностей финансового вливания в бизнес из внешних источников. В случае с сервисами Сбера — за счет прибыли Сбербанка. Впрочем, наша компания от этого, скорее всего, только выиграет: у наших конкурентов быстрее будут заканчиваться деньги. У нас же тариф не зависит от подобных инвестиций и меняться не будет. Также мы рассматриваем возможность развития компании за счет партнерства с экосистемами — мы можем обслуживать их заказы. Партнерство — одна из стратегий выживания для компании нашей отрасли.

«Что касается объявления частичной мобилизации, то снижения спроса по этой причине мы не ждем; наоборот, у компаний нашего рынка может добавиться работы».

Что касается объявления частичной мобилизации, то снижения спроса по этой причине мы не ждем; наоборот, у компаний нашего рынка может добавиться работы. Мужчины определенной категории предпочтут вообще не выходить на улицу или появляться там как можно реже. Для них igooods спасение… А вот рынок труда изменится однозначно. Часть наших сотрудников, очевидно, мобилизуют, а кто-то будет пережидать, не работая».

Подготовила Юлия Воробьева


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.

Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Защита от «воров»: как не вырастить кадры для конкурентов
Pro
Долго и счастливо: какая еда продлевает молодость и здоровье
Pro
Смерть фондового рынка: почему успешные компании не выходят на биржу
Pro
Компании теряют миллионы: что не так с перевозкой скоропортящихся грузов
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы