Санкт-Петербург и область, 29 окт 2019, 10:46

Судостроитель — о кадровом голоде: «Набрали заказы. А кто их выполнит?»

Читать в полной версии
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Правительство РФ озаботилось проблемой дефицита кадров в судостроительной отрасли. Тему подняли представители российских верфей на недавнем совещании с вице-премьером РФ Юрием Трутневым. Судостроители жаловались на то, что из-за дефицита кадров они вынуждены сами заниматься подготовкой специалистов, и просили государство рассмотреть возможность финансирования этих расходов. «Я считаю, что это правильный вопрос, мы постараемся в этом помочь», — пообещал Трутнев (цитата по ТАСС).

Опрошенные РБК Петербург эксперты считают, что нехватка кадров связана с растущей загрузкой судостроителей, а также востребованностью ценных работников в других странах. Следствием дефицита становятся многомиллионные убытки предприятий.

Вакансий много, резюме — мало

Острый дефицит кадров в отрасли подтверждают рекрутинговые агентства. По данным сервиса hh.ru, число вакансий, размещенных в соответствующем разделе портала с января по сентябрь 2019 года, увеличилось в 6,5 раз по сравнению с аналогичными показателями 2012 года (данные по Северо-Западу). В среднем на одну открытую вакансию в третьем квартале этого года приходилось всего два активных резюме. По словам директора HeadHunter по Северо-Западу Юлии Сахаровой, в первую очередь отмечается дефицит рабочих специальностей и квалифицированных технических специалистов. Большим спросом пользуются инженеры различных специализаций, операторы станков, сборщики, сварщики, слесари, мастера, токари.

О росте числа вакансий сообщает также Центр занятости населения Петербурга. С января по сентябрь 2019 года местные судостроители подали в центр 1,1 тыс. заявлений о вакансиях.

«Сейчас компании с большим количеством заказов особенно остро нуждаются в основных производственных рабочих — тех самых сборщиках корпусов, электросварщиках», — говорят в пресс-службе «Северной верфи». Ранее таких специалистов готовили ПТУ, но в последние десятилетия многие училища из-за недобора студентов закрылись или были перепрофилированы на подготовку «модных» специальностей. Если говорить о судостроительных специальностях, предлагаемых вузами (Петербургский государственный морской технический университет, БГТУ «Военмех», Военно-морская академия, Колледж судостроения и прикладных технологий, Петербургский политехнический университет), то конструкторов, технологов, инженеров, экономистов найти проще, хотя уровень их подготовки за последние десятилетия понизился. Наиболее жесткий дефицит наблюдается среди квалифицированных проектировщиков, добавляют на «Северной верфи».

Примечательно, что зарплаты в отрасли значительно превышают средние показатели региона. По данным пресс-службы Балтийского завода, у основных производственных рабочих средняя зарплата — почти 80 тыс. руб. На Средне-Невском судостроительном заводе этот показатель достигает 75 тыс. руб. в месяц, сообщили в пресс-службе предприятия. По данным hh.ru, сварщикам верфи предлагают около 80 тыс. руб. ежемесячно, сборщикам — 70 тыс. руб., чуть меньше инженерам и мастерам — 55 тыс. руб.

Где взять людей?

Особенно остро проблема дефицита специалистов встала в прошлом году из-за резкого роста заказов (в основном, на рыболовецкие суда) на российских верфях, отмечают участники рынка. «До недавнего времени загрузка верфей была неравномерной, что позволяло судостроителям успешно привлекать подрядные организации, в которых работают привлекаемые как в России, так и за рубежом — в первую очередь, из Украины, квалифицированные рабочие. Такая работа позволяла частично перекрыть нынешний дефицит кадров», — рассказывает генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев.

По словам Соловьева, верфи часто привлекали одних и тех же подрядчиков в разные периоды времени. Судостроителям такая схема работы удобна, поскольку позволяет гибко оперировать рабочей силой. Например, на ВСЗ подрядные организации выполняют около 50% от общего объема работ на том или ином заказе. На других предприятиях Петербурга и Ленобласти доля подрядчиков может составлять от 20-30% до 100%.

Однако привлечение сторонних компаний становится проблематичным, когда верфи сталкиваются с одновременной долгосрочной загрузкой. «Именно это мы наблюдаем последний год. Прекрасно, что верфи набрали большое количество заказов, но кто их теперь будет выполнять, где взять людей?», — рассуждает Александр Соловьев.

Румыния вместо России

Второй фактор, резко обостривший дефицит кадров, связан с введением безвизового въезда в Евросоюз для граждан Украины. После отмены виз украинским специалистам, работающим в подрядных организациях, удобнее и выгоднее ездить на работу в Румынию и Венгрию — страны, где зарплаты выше, чем в России, заключает эксперт.

Нехватка кадров на судостроительных предприятиях Петербурга и Ленобласти приводит к увеличению сроков строительства судов и снижению маржинальности отрасли. Все это оборачивается убытками на судостроительных предприятиях, заключает Александр Соловьев.

По мнению представителей отрасли, для решения кадровой проблемы нужен комплекс мер. Это и повышение оплаты труда, и социальный пакет, и ипотечные программы, и развитие системы дополнительного образования, и цифровизация производства, добавляют представители «Северной верфи».

Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением