Итоги года СПб, 29 ноя 2016, 10:44

Диалектика оборонзаказа: почему борьба с коррупцией разоряет бизнес?

Читать в полной версии
(Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс)

В 2016 году петербургская «оборонка», по данным Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга, потеряла несколько тысяч поставщиков разного размера. Причиной этого во многом стала борьба с коррупцией, которую уже более года ведет государство. С одной стороны, временно «зависшие» заказы распределятся между оставшимися участниками рынка. С другой стороны, как считает эксперт Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), искусственное сокращение числа игроков в оборонной отрасли, чревато негативными последствиями для всей городской экономики.

В строжайшем порядке

Антикоррупционные поправки к закону «О Гособоронзаказе» были внесены в сентябре 2015 года. Законодатель, как полагает гендиректор НПО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков, стремился обеспечить дополнительный контроль за расходованием средств, выделяемых в рамках оборонзаказа. Речь, в частности, идет о закупке комплектующих для производства военной техники. Объявленный государством курс на импортозамещение не всегда отвечает экономическим интересам игроков отрасли. «Зачастую дешевле приобрести зарубежные аналоги российской продукции для военных нужд», — объясняет С. Цыбуков.

Новый закон обязал всех участников цепочки производства (как головные холдинги, так и небольших производителей комплектующих) открывать для поступлений от Минобороны особые счета в специально уполномоченных банках. Эти «крапленые», как называют их участники рынка, средства компании могут использовать только для финансирования работ по исполнению оборонзаказа и не могут направить их на другие проекты.

Для этого компаниям приходится вести раздельный учет по каждому виду продукции. Например, условный производитель танков не сможет направить средства от Минобороны на выполнение экспортного заказа до тех пор, пока они находятся на особых счетах, объяснил директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «Даже если использование средств со специального счета не по назначению произойдет не в ущерб исполнению госзаказа, такой производитель будет считаться преступником», — добавил эксперт.

Неестественный отбор

В результате многие участники гособоронзаказа стали исчезать с рынка. Дело в том, что для некоторых компаний работать в таких условиях стало попросту невыгодно, считает Р. Пухов. «Прибыль, которую малый бизнес мог заработать от гособоронзаказа, пришлось бы потратить на бюрократические издержки и налоговых консультантов», — описывает проблему эксперт.

Закон отсеивает тех исполнителей оборонзаказа, которые сотрудничают с иностранными поставщиками, поскольку продукция таких поставщиков зачастую находится под санкциями, утверждает президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерий Радченко.

«В радиоэлектронике, например, доля импорта может занимать до 95% продукции, и чтобы не «светить» иностранных поставщиков, наши производители не хотят и не могут работать в рамках нового закона», — объясняет В. Радченко. Ситуация осложняется тем, что некоторые исполнители оборонзаказа фактически являются монополистами. В результате, по данным В. Радченко, крупные судостроительные компании, такие как «Северная верфь» и «Адмиралтейские верфи», до сих пор ищут новых поставщиков на определенные заказы, что приводит к срыву сроков.

Узким кругом

Впрочем, для некоторых участников рынка процесс адаптации к новым правилам прошел относительно благополучно. По мнению С. Цыбукова, с рынка в большинстве случаев ушли неэффективные предприятия.

К тому же уход из отрасли части игроков поспособствовал усилению оставшихся компаний, соглашается вице-президент ГК «Би Питрон» Вадим Кокотков. «Произошла консолидация поставок, теперь заказы сосредоточились среди более узкого круга предприятий. Тем, кто готов работать по требованиям гособоронзаказа, освобождение рынка от части конкурентов только на руку», — считает топ-менеджер.

Опасное сжатие

Тем не менее в перспективе «зачистка» рынка оборонзаказа может иметь скрытые негативные эффекты не только для самого ОПК, но и для экономики региона в целом, предупреждает профессор кафедры экономики и управления предприятием СПбГЭУ Елена Ткаченко.

По ее данным, сейчас промышленность Петербурга насчитывает больше двух десятков тысяч мелких и средних предприятий, многие из которых изначально создаются как высокоэффективные современные производства, во многом ориентированные на работу с ОПК.

Однако эффективно сотрудничать с оборонным комплексом они могут лишь при наличии нормальных условий для работы. Таких условий сейчас нет, считает Е. Ткаченко, «поэтому уровень выживаемости малых и средних предприятий у нас катастрофически низкий».

Искусственное сокращение числа игроков на рынке может иметь неприятные последствия для всей экономики города, продолжает Е. Ткаченко. «Мультипликативный эффект в оборонной отрасли очень серьезный. Но он работает в обе стороны. Оборонзаказ дает работу многим смежникам в разных отраслях и именно это обеспечивает значительный вклад оборонного заказа в развитие экономики Петербурга. Если число участников рынка сокращается, ущерб (вследствие того же мультипликативного эффекта) по цепочке распространяется на всю экономику», — резюмирует эксперт.

Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы