Санкт-Петербург и область, 29 дек 2021, 13:35

В Петербурге началась кампания против сноса здания аэропорта Пулково

Читать в полной версии
Фото: Смышляев Алексей/PhotoXPress.ru

Члены Союза архитекторов Санкт-Петербурга начали сбор подписей за присвоение советскому аэровокзалу (ныне терминал Пулково-1) статуса объекта культурного наследия. Таким образом архитекторы намерены защитить легендарное здание от сноса. О том, что аэровокзал 1973 года постройки может пойти под снос, ранее говорили петербургские чиновники.

Легендарная воздушная гавань

Обращение архитекторов в защиту советского аэровокзала уже собрало на профессиональном интернет-ресурсе archi.ru более 1200 подписей. Среди авторов обращения — несколько членов правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов: Михаил Мамошин, Никита Явейн, Антон Головин, Александр Кицула и другие.

В своём обращении архитекторы напоминают, что аэровокзал был построен в 1973 году под руководством Александр Жука, автора множество зданий, ставших «эталонами высокого ленинградского модернизма» (в их числе — Театр юного зрителя, БКЗ «Октябрьский»). В обращении особо подчеркивается, что на момент постройки воздушная гавань была самым большим пассажирским терминалом в СССР и имела множество архитектурных и технологических новшеств, во многом опередивших своё время.

Союз архитекторов Санкт-Петербурга предложил городу обсуждать дальнейшую судьбу здания «максимально открыто, на базе архитектурного конкурса, который позволит определить наилучший способ приспособления здания-памятника». Как отметил генеральный директор ООО «НИиПИ Спецреставрация» Игорь Пасечник, вопрос о включении здания Пулково в список объектов культурного наследия может начаться 20 января на совещании рабочей группы в Комитете по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). «Есть правило, согласно которому архитектурное сооружение возрастом от 50 лет может претендовать на такой статус, и, безусловно, аэропорт может войти в реестр выявленных объектов культурного наследия. В настоящее время в Пулково нет никаких охранных зон, и любой застройщик может творить всё, что ему заблагорассудится», — сказал архитектор газете «Коммерсантъ».

Старое новое Пулково

Ранее компания «Воздушные ворота Северной Столицы» (управляет аэропортом Пулково) опубликовала заявку на подготовку проекта планировки территории «зоны влияния» аэропорта. В документах идёт речь о «размещении объектов капитального строительства, обеспечивающих функционирование комплекса аэропорта Пулково». На территории, в частности, планируется возвести новые пассажирский и грузовой терминалы, логистический центр, бизнес-центр, многоуровневую парковку, гостиницу, трамвайную станцию, междугороднюю автобусную станцию.

Одновременно в Смольном прозвучала информация о том, что один из вариантов реконструкции аэропорта подразумевает снос советского здания аэровокзала, в народе называемого «пять стаканов» за свою архитектурную форму. В новом Генплане на его месте размещены галереи, через которые пассажиры будут выходить на посадку. Намерения реконструировать Пулково-1 подтвердил на встрече с журналистами вице-губернатор Петербурга Максим Соколов, заявивший, что сохранить советское здание аэровокзала «с функциональной точки зрения» будет непросто: «Я бы сказал, невозможно, — подчернкул Соколов. — Поэтому всем нам надо будет подумать, что сделать, чтобы ни у кого не было изжоги».

Газета «Коммерсантъ» уточняет, что согласование мастер-плана второй очереди проекта реконструкции аэровокзала находится в завершающей стадии, проектирование начнётся в 2022 году (победитель конкурса пока не определён). Площадь нового терминала составит более 140 тыс. кв. м, инвестиции оцениваются в 70 млрд рублей. Накануне, 28 декабря 2021 года, были завершены общественные слушания по данному проекту. Согласно документам Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга, участия в них никто не принял, предложений и замечаний не было. Обсуждение признано состоявшимся.

«Фонтанка», между тем, напоминает, что ранее рассматривались и другие варианты реконструкции аэропорта. Например, расширение центрального терминала за счёт пристройки дополнительных галерей с северной и южной сторон, увеличения выходов на посадку за счёт телетрапов, строительства в южной части терминала для лоукостеров.

Пассажирам тесно

Необходимость реконструкции петербургского аэропорта связана с увеличением пассажиропотока воздушной гавани в последние годы. В 2019 году, например в Пулково был зафиксирован рекордный пассажиропоток — 19,6 млн пассажиров — при заявленной пропускной способности аэровокзального комплекса в 18 млн. Между администрацией Петербурга и компанией «Воздушные Ворота Северной Столицы» действует концессионное соглашение, согласно которому до 2040 года ВВСС должна реконструировать аэропортовую инфраструктуру. К 2039 году пропускная способность аэропорта должна достигнуть не менее 35 млн пассажиров в год, уровень обслуживания пассажиров по классификации ИАТА должен быть повышен до «С».

Из-за пандемии коронавируса (в 2020 году пассажиропоток Пулково упал до 11 млн человек) ВВСС дважды переносила сроки согласования со Смольным планов по развитию аэропорта. Снова их актуализировал их позитивный отчет ВВСС об итогах работы в 2021 году — пассажиропоток воздушной гавани достиг 18 млн пассажиров, что сравнимо с 2018 годом.

Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом