Санкт-Петербург и область, 29 дек 2022, 09:53

Тренд меняется: как петербуржцы заполняют загородные отели на Новый год

Читать в полной версии
Фото: Феоктистов Дмитрий/PhotoXPress.ru

Два года пандемии вызвали рост спроса на загородные отели и коттеджи под Петербургом — люди стремились как можно больше времени проводить вне мегаполиса. Причем зимние каникулы стали таким же «высоким сезоном» для загородного туризма, как летние. Сейчас большинство средств размещения в курортных зонах Петербурга и в Ленобласти на сам Новый Год тоже забронировано — тем не менее, участники туристической отрасли заметили падение зимнего спроса. Эксперты РБК Петербург рассказали, что изменилось.

Не доверяют ситуации

Годовой спрос на рынке загородного туризма, по оценкам представителей этого бизнеса, в среднем, снизился на 15%.«Снижение спроса по сравнению с прошлым годом — не критичное, но теперь нам нужно прилагать больше усилий, чтобы удерживать заполняемость, — отметил владелец базы отдыха «Илоранта» Георгий Богачев. — И при этом процент свободных номеров все равно растёт». По его словам, снижение началось осенью — тогда доля свободных номеров достигла 20%. Предприниматель полагает, что это могло быть связано с объявленной в сентябре мобилизацией.

Как отметила руководитель отдела продаж гостиничных услуг группы отелей «Совет по туризму СПб» Наталья Андреева, влияние мобилизации отразилось на готовности потребителей оплачивать что-либо заранее — туристы опасаются вносить предоплату из-за угрозы отъезда или потери работы. «Доверие покупателя снизилось, даже если судить по рекламе. Раньше можно было запустить рекламу и сразу получить рост бронирований, сейчас надо уговаривать клиента — убеждать, что ему нужен отдых», — рассказывает Андреева. Как она добавляет, решившиеся на отдых гости меньше тратят — средний чек в отелях группы понизился на 20-25%.

Сужение горизонта

Вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин говорит, что снижение спроса на отдых в зимний сезон произошло, в частности, из-за сужения горизонта планирования. «Сокращение окна бронирования — общая для всех видов отелей тенденция, потому что люди не понимают, что будет завтра и могут планировать только сам Новый год — в это время все однозначно хотят отдыхать и праздновать. К примеру, раньше я к концу декабря понимал, что 35-40% номеров на 23 февраля у нас уже забронировано, сейчас такого нет даже близко», — отмечает Мусакин.

Аналогичную ситуацию наблюдают на курорте «Охта Парк». Генеральный директор курорта Ксения Слугина отмечает, что если раньше люди планировали отдых в загородном комплексе за 2-3 месяца, а нередко и за полгода, то сейчас время принятия решений сократилось до 5-10 дней.

Новый Год почти не пострадал

Как подчеркивают собеседники РБК Петербург, сам Новый год и близкие к нему даты тенденция снижения спроса не коснулась. По словам Слугиной, уже в середине декабря на праздничные дни в коттеджном комплексе было занято 90-95% объектов. Георгий Богачев подтверждает — уровень бронирований на каникулы в этом году, как и в предыдущие, достигает 100%. Как отмечает Богачев, выкупать популярные даты гости начинают задолго до начала зимы.

По словам Натальи Андреевой, в двух загородных отелях сети — «Президент-отеле» и на базе отдыха «Лосево Парк» — к двадцатым числам декабря свободными остались только 2 наиболее дорогих коттеджа. Как отметила эксперт, в прошлые годы было наоборот — сначала бронировали более дорогие объекты, а затем более дешевые. По словам Андреевой, тенденция изменилась из-за отъезда самых состоятельных гостей.

Кроме того, по словам Мусакина, есть явное разделение — отели, заточенные на семейный отдых, сейчас более устойчивы и рентабельны, чем средства размещения, рассчитанные на других потребителей. «Молодёжный формат» сейчас проигрывает семейному — соглашается заместитель управляющего в гостевом комплексе DUBKI Марина Ерусланова: уровень бронирований на период новогодних каникул в этом комплексе опустился до 30%, между тем как в прошлом году заполняемость держалась на уровне 80%.

«Целевая аудитория гостевого комплекса — туристы от 20 до 35 лет, в основном без детей. Уже осенью стало понятно, что наши клиенты разъехались либо не склонны пока тратить деньги на отдых. Мы хотим понаблюдать, как будет развиваться эта тенденция — возможно, попробуем переориентироваться на другую целевую аудиторию: гостей с детьми», — комментирует Ерусланова. Однако, и такие меры, по мнению эксперта, могут не помочь, если «люди продолжат эмигрировать, а платежеспособный спрос — снижаться».

Что с ценами?

Даже увеличение расходов в гостиничном бизнесе не позволяет отельерам значительно поднимать цены. Алексей Мусакин отмечает, что в этом году выручка отелей в основном росла за счёт тарифов пакетного проживания (в том числе, пакетных предложений на новогодние праздники). Между тем, спрос на дополнительные услуги падал. «У гостя есть предел, выше которого он не готов тратить. За два года цены поднялись на 10-20%, в зависимости от типа и расположения отеля. Соответственно, люди готовы добавить эти 10%, но не более», — подытожил Мусакин.

В «Охта Парке» сообщили о небольшом повышении цен: если в прошлом году номер на двоих обошелся бы в сумму от 6 000 рублей, то в этом году стоимость начинается от 6 200 рублей. Есть и противоположные примеры: например, в относящейся к среднеценовому сегменту гостинице «Репинская» в прошлом году зимой в двухместном номере можно было отдохнуть за 3500 рублей, в этом — цены начинаются от 2940 рублей. По данным Натальи Андреевой, в среднем, цены в этом отеле упали на 15%.

Георгий Богачев считает, что в связи с незначительным снижением спроса цены на загородный отдых в первые месяцы 2023 года, скорее всего, расти не будут.

При этом, как и в городском туризме, конкуренцию отельным услугам оказывает сегмент аренды недвижимости. Согласно статистике платформы «Авито недвижимость», за период с 1 по 20 декабря 2022 года спрос на краткосрочную аренду загородной недвижимости в Ленобласти вырос на 38,5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее популярными оказались частные дома и коттеджи, спрос на них вырос на 71,1% и 14% соответственно.В сторону роста изменилась и средняя стоимость аренды в год (+4%); в конце декабря цена за ночь в коттедже под Петербургом составляет 5 200 рублей в сутки.

Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Девять кругов управленческого ада. Как выбраться из каждого
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Большой обзор ИТ-систем для работы с кадрами: цены, примеры и минусы