Тяжелейшая ситуация: как Петербург теряет население
В 2017 году уровень рождаемости в Петербурге упал сразу на 10%. Естественный прирост населения города снизился за год на 48%, сообщает Петростат. Причем по обоим показателям Северная столица находится в общероссийском тренде. Чиновники признают, что демографическая ситуация в России «тяжелейшая» — страна продолжает стремительно терять население.
В ногу со страной
Всего в Петербурге зарегистрировано 61 173 новорожденных, за год до этого в городе родились 66 945 человек. Количество смертей составило 55 657 (в 2016 году — 56 040).
При этом население Петербурга увеличилось на 63,3 тыс. человек (1,2%) — по словам экспертов, за счет миграции.
Петербургская статистика соответствует общероссийской динамике. Как ранее сообщал со ссылкой на Росстат РБК, в 2017 году уровень рождаемости в стране снизился сразу на 10,7%. По подсчетам ведомства, за год в стране родились примерно 1,69 млн детей, что более чем на 203 тыс. меньше, чем в 2016-м. По этому показателю 2017-й оказался худшим годом последнего десятилетия; в последний раз меньше новорожденных в России было зафиксировано лишь в 2007 году (1,61 млн). Спад рождаемости коснулся в 2017 году всех регионов России, за исключением Чечни.
Смертность в России в прошлом году также заметно снизилась: за год в стране умерли 1,824 млн человек, что примерно на 63,6 тыс. меньше, чем в 2016-м. Однако даже снижение смертности до самого низкого в XXI веке уровня не помогло России сохранить естественный прирост населения, на смену которому пришла естественная убыль (за 2017 год — минус 134,4 тыс., в 2016-м было плюс 5,4 тыс.).
При этом по итогам января–ноября 2017 года (данных за весь год Росстат еще не публиковал) миграционный прирост составил 200,9 тыс. человек. Главными миграционными донорами России по-прежнему остаются страны СНГ — Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина.
Острая нехватка
Согласно демографическому прогнозу Росстата, естественная убыль населения будет нарастать и с 2025 года превысит 400 тыс. человек ежегодно, замедление сокращения численности населения прогнозируется только ближе к 2030-м годам. Международная миграция (по прогнозу приток мигрантов составит менее 300 тыс. человек в год) в перспективе не сможет компенсировать сокращение населения.
В декабре 2017 года глава Министерства труда и социальной защиты Максим Топилин предупреждал, что уровень рождаемости в России недостаточен, чтобы обеспечить рост численности населения, а в ближайшие годы ситуация будет только ухудшаться, так как число женщин детородного возраста в стране сократится на четверть и даже больше. «Количество женщин репродуктивного возраста до 2032 или 2035 года уменьшится на 28%. Предположить, что в этой ситуации абсолютное количество рождений будет оставаться на уровне 1,8–1,9 млн, не приходится, к сожалению», — сказал Топилин.
Тяжелейшая ситуация
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин, в свою очередь, отнес демографическую ситуацию в России к числу тяжелейших в мире. Министр отметил, что к резкому сокращению численности трудоспособного населения приведет то, что в его составе начинают учитываться россияне, родившиеся в самом конце 1990-х, когда в стране был зафиксирован максимальный спад рождаемости. «Поколение очень маленькое, поэтому динамика негативная по численности трудоспособного населения будет сохраняться. Ситуация с точки зрения демографии одна из самых тяжелых в мире: мы будем терять ежегодно примерно 800 тыс. населения в трудоспособном возрасте из-за демографической структуры», — сказал Орешкин.
Еще одна проблема, по словам экспертов, заключается в том, что российский рынок труда теряет привлекательность для мигрантов, без них восполнить сокращение трудоспособного населения страны не получится. По данным исследования Центра стратегических разработок (ЦСР) в докладе «Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения, общая убыль численности трудоспособного населения до 2030 года составит от 11 млн до 13 млн человек. Резервов для роста внутренней миграции нет и для привлечения иностранных трудовых кадров, по мнению экспертов, нужны новые меры миграционной политики — рабочие визы, лотерейные системы по аналогии с американской Green card, а также контракты для интеграции мигрантов.