Санкт-Петербург и область, 30 янв 2020, 17:09

Малый бизнес Петербурга лишили общественной защиты от чиновников

Читать в полной версии
(Фото: Роман Пименов/Интерпресс)

Решение чиновников Смольного отстранить бизнес от обсуждения схемы размещения киосков и торговых павильонов в Петербурге вызвало резкую критику со стороны экспертов. По их мнению, игнорирование мнения предпринимателей, которое они озвучивали через свои общественные организации, приведет к всплеску скандалов и массовым судебным искам.

Плодотворная инициатива

О том, что комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга (КППИТ) решил отстранить общественные организации предпринимателей от участия в работе согласительной комиссии по нестационарным торговым объектам (НТО: павильоны, киоски, автолавки), стало известно в конце января.

Согласительная комиссия, напомним, рассматривает земельные участки на предмет расположения на них НТО, сохранения в схеме размещения НТО (при продлении договоров аренды), исключения из этой схемы (при изменении законов и правил) или включения в схему нового участка. После этого участок (если он значится в схеме) поступает в комитетимущественных отношений Смольного, который принимает решение о договоре аренды участка (продлении или расторжении действующего, заключения нового).

Хотя регламент согласительной комиссии не предусматривает участия в ее работе общественников, пять лет назад тогдашний председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев, в прошлом глава Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России», решил для повышения прозрачности и лучшего учета интересов малого бизнеса включить в состав комиссии представителей четырех общественных организаций предпринимателей. Речь идет о НП «Союз малых предприятий» (650 предприятий), РОО «Содействие малому бизнесу» (200 предприятий), НП «Союз» (40 торговых предприятий), а также Общественном совете по развитию малого предпринимательства при губернаторе.

Как утверждает председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков, инициатива Эльгиза Качаева оказалось весьма плодотворной. «Не было, пожалуй, ни одного заседания комиссии, где мы бы ни выступали против исключения какого-либо участка из схемы. Ведь в условиях петербургского дефицита участков под НТО это обычно означает ликвидацию бизнеса, потому что предложить предпринимателю другой участок взамен исключаемого как правило невозможно», — поясняет Владимир Меньшиков. По его словам, конфликты с чиновниками возникали по двум основным причинам: технической ошибке или неадекватной трактовке норм и правил.

Шаг назад

По этой причине отставлять предпринимателей один на один с чиновниками комиссии нельзя, уверен Владимир Меньшиков, да и представители других предпринимательских ассоциаций. Тем более, подчеркивают эксперты, что у предпринимателей, чьи дела разбираются на комиссии, очень мало возможностей отстаивать свои интересы — их самих на заседания не допускают, даже не уведомляя о том, что их дела будут рассматриваться. Они узнают об этом от общественных организаций, да и то лишь за 3 — 5 дней до заседания, так что не успевают подготовить необходимые документы. Поэтому, кстати, зачастую комиссия переносит разбор дела на следующее заседание. В принципе предприниматель может узнать о претензиях государства к его участку на сайте региональной геоинформационной системы (РГИС), но эта возможность не слишком удобна, поскольку, чтобы не прозевать, приходится регулярно заходить на этот сайт и искать там свой участок.

«Мы давно предлагали комиссии ввести в свой регламент процедуру заблаговременного уведомления предпринимателей, но чиновники навстречу не пошли, — говорит Владимир Меньшиков. — Идеальной ситуацией было бы введение онлайн трансляции и записи заседаний комиссии, чтобы любой заинтересованный мог наблюдать за судьбой участка и исполнением законодательства. Но власти сейчас пошли в другую сторону — по пути закрытия процесса от общественности, ограничения информации».

Впрочем, он оговаривается — в составе комиссии сохранен Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе — и это оставляет возможность общественного контроля. Правда, некоторым предпринимателям потребуется время для трансформации к новым условиям работы. Янина Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», уточняет: «То, что происходит на самой комиссии, где заседание иногда идут по 6 часов — это верхушка айсберга. Публичному рассмотрению включений и исключений торговых объектов из городской схемы в присутствии сонма чиновников предшествует большая работа с документами».

Конфликтов будет больше

Причины нынешнего решения КППИТ до конца никто не понимает, а сам комитет предлагает невнятную формулировку. Незадолго до своего ухода в правительство РФ председатель КППИТ Юрий Калабин высказался по этому поводу так: «В соответствии с документами комитета, их там и не должно быть. Кроме того, имеется информация о том, что некоторые общественные организации используют получаемую информацию для собственного обогащения или влияния на конкурентную ситуацию. Мы меняем схему принятия решения по НТО — и группа все равно уйдет в прошлое». В ответ на просьбу журналистов привести факты злоупотреблений общественниками, Калабин заявил, что фактов у него нет. Что касается защиты интересов малого бизнеса, то, по его словам, этим занимается сам комитет, так как малый бизнес является «приоритетом государства».

Отстранение общественников приведет к всплеску конфликтов и судебным искам, уверены многие эксперты. «Возрастет количество ошибок, поскольку чиновники по большому счету не заинтересованы в разборе каждой ситуации. Поэтому увеличится и количество скандалов, судебных исков и запросов в прокуратуру», — уверена Янина Гришина. «Суды Петербурга завалят исками», — прогнозирует генеральный директор ООО «Айсберг» Юрий Рагулин.

Всплеск предпринимательского недовольства прогнозирует и Владимир Меньшиков: «Остающимся в комиссии общественникам, в том числе и мне как заместителю председателя Общественного совета при губернаторе, труднее будет отслеживать корректность решений по участкам, так что ошибок может стать больше. А значит, и конфликтных ситуаций».

В то же время, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов призывает не преувеличивать проблему: «Нельзя сказать, что из комиссии исключили общественников — в ее состав входят представители Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе, который представлен во всех районах Петербурга. Кроме того, активную работу ведут сотрудники моего аппарата. Если у предпринимателей возникают вопросы — всегда можно обратиться к уполномоченному. Поэтому, надеюсь, что негативных последствий для бизнеса никаких не последует, при условии, если своевременно будет поступать информация от предпринимателей о возможном исключении их торговых объектов из схемы размещения».

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать