Санкт-Петербург и область, 30 апр 2020, 09:48

Александр Беглов одобрил петербургский мегапроект РЖД

Читать в полной версии
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов направил генеральному директору — председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозерову письмо, в котором одобрил Концепцию по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле (Концепция). Одобренным оказался лишь слегка скорректированный первоначальный вариант документа, в котором почти не учтены многочисленные замечания и предложения экспертов.

Параллельно РЖД инициировало пилотный проект внутригородской электрички по маршруту Парголово-Красное село, не фигурирующий в Концепции. Он призван проверить востребованность внутригородской электрички, однако, самый проблемный участок между Ладожским вокзалом и станцией Броневая электричка проходит без остановок, поскольку пассажирских платформ там не построено. Эксперты говорят об абсурдности и бессмысленности этого эксперимента. Они не исключают того, что на самом деле никто не собирается в ближайшие годы реализовывать Концепцию.

Обходы и выходы

Концепция предусматривает развитие пригородных и внутригородских перевозок пассажиров по железной дороге. На первом этапе ее реализации планируется вывод из города транзитного грузового движения за счет строительства Северо-Восточного и Юго-Западного железнодорожных обходов. Кроме того, планируется увеличить объемы и организовать тактовое движение поездов до Выборга, Всеволожска, Красного Села, Колпино и Тосно, Павловска, Гатчины, Белоострова и Ораниенбаума, железнодорожное сообщение с аэропортом Пулково, а также запустить электропоезда по маршруту Санкт-Петербург-Финляндский - Левашово - Сертолово. Вторым этапом станет создание маршрутов электропоездов Белоостров – Ораниенбаум, Гатчина – Токсово во внутригородской части Санкт-Петербургского железнодорожного узла.

Экспертов проигнорировали

В подписанной обеими сторонами Концепции учтено лишь одно изменение первоначального варианта — маршрут Ораниенбаум-Токсово, который раскритиковали эксперты, заменен предложенный экспертами и поддержанный разработчиком — московским Институтом экономики развития транспорта (ИЭРТ) — маршрутом Гатчина-Токсово. Все остальные идеи отвергнуты: в частности, предложение НП «Транспортный союз Северо-Запада» (ТССЗ), о котором подробно писал РБК Петербург, вместо радиальных линий (в реальной востребованности которых сомневаются многие эксперты) запланировать кольцевую, которая на западе проходила бы вдоль ЗСД.

Не учтено даже мнение специального представителя губернатора Санкт-Петербурга по вопросам экономического развития Анатолия Котова, поддержавшего предложение ТССЗ. Более того, на первый взгляд в Концепции не обнаружены следы даже намерения Смольного «предусмотреть разработку основных проектных решений по титулу «Организация кольцевого ж/д движения в СПб транспортном узле», о котором губернатор Александр Беглов сообщил в своем письме президенту ТССЗ Владимиру Ходыреву.

Судя по информации ТССЗ, в подписанной Концепции не появилось никаких новых расчетов пассажиропотоков, призванных обосновать востребованность пассажирских маршрутов. Существующие же расчеты многие эксперты считают неадекватными. РЖД, в свою очередь, решило хотя бы задним числом проверить такую востребованность и хотя бы на внутригородском участке (проверять работоспособность ж/д линии не нужно, поскольку по ней сейчас регулярно ходят грузовые составы в порт и из него). Для этого РЖД инициировало пилотный проект пассажирской электрички по маршруту Парголово-Красное село.

Маршрут электрички из Красного Села в Парголово на карте  (Фото: «Яндекс.Карты»)

Непонятный эксперимент

«Данный маршрут рассматривается в качестве варианта внутригородской электрички, связывающей районы Санкт–Петербурга между собой. Варианты запуска подобного маршрута в дальнейшем будут обсуждаться с городскими властями», — прокомментировали «Деловому Петербургу» в Северо–Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК, дочерняя структура ОАО «РЖД», занимающаяся пассажирскими перевозками). Тестовая поездка без пассажиров из Парголово в Красное Село состоялась в середине апреля. После этого, по данным «Делового Петербурга», перевозчик попросил у Смольного денег на пробную эксплуатацию городской электрички, но ему отказали. Однако в комитете по транспорту сообщили журналистам, что официального запроса не получали.

Транспортные эксперты не видят большого смысла ни в эксплуатации электрички в условиях самоизоляции, ни даже в самом пилотном проекте в его нынешнем виде. Во-первых, говорит представитель ТССЗ, архитектор Марк Ицков, из-за самоизоляции пассажиропоток будет ничтожно малым, что не позволит набрать адекватную статистику. Во-вторых, пока не построены пассажирские станции между Ладожским вокзалом и Броневой (в проекте предусмотрены станции Цветочная, Волковская, Глухоозерская) непонятно, сколько людей будет ими пользоваться. Пускать поезд без пассажиров и без остановок не имеет никакого смысла даже в пилотном режиме, уверены эксперты.

Грузы выводят правильно?

Единственным разделом Концепции, в принципе одобряемым экспертами (хотя есть замечания по деталям), является вывод грузового движения из Петербурга, для чего предусмотрено строительство Северо-Восточного (Павлово-на-Неве — Орехово) и Юго-Западного (Владимирская — Бронка) железнодорожных обходов города. Правда, последний не обеспечивает грузовое обслуживание Большого порта Петербурга, так что грузовые составы в порт будут по-прежнему проходить через город, если не придумают, как этого избежать. Возможно, такую цель имеет запланированная в Концепции реконструкция Южного полукольца — Рыбацкое — Предпортовая — Автово со строительством второго главного пути, но это не очевидно.

Грузовой раздел — самый дорогой. По некоторым расчетам на него потребуется порядка 1,5 трлн руб., а в ситуации провала бюджетов как Петербурга, так и России из-за нынешнего кризиса, вероятность реализации по крайней мере в ближайшие годы эксперты оценивают не высоко.

Редакция РБК Петербург направила в ТССЗ просьбу подробно прокомментировать Концепцию. В Транспортном союзе пообещали ответить после детального изучения документа.

Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива