Санкт-Петербург и область, 30 апр 2020, 11:21

Нефтяной кризис готовит удар по портам Петербурга и Ленобласти

Читать в полной версии
Фото: Александр Тарасенков/Интерпресс

Аналитики прогнозируют сокращение перевалки нефти через порты Балтийского моря в полтора раза. По прогнозам агентства Argus, снизится и перевалка нефтепродуктов — уже сегодня европейские хранилища почти полностью заполнены российским продуктом. Однако участники рынка и аналитики расходятся в оценке перспектив нефтяного кризиса.

Пока кризис не виден

По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, пока грузооборот портов Северо-Западного федерального округа не сократился. По итогам первого квартала он даже вырос на 3,6%, всего обработано 65,1 млн т; причем объем перевалки наливных грузов (в основном, нефти и нефтепродуктов) — вырос на 7%, до 39,2 млн т.

«Из-за теплой зимы и относительно нормального уровня потребления в начале года — результаты первого квартала работы «Петербургского нефтяного терминала» (ПНТ) были хорошими. В апреле мы также удерживали объемы перевалки на уровне прошлого года, в основном за счет контрактов поставок, заключенных в начале года, не исполнить которые просто нельзя», — говорит председатель совета директоров АО «Петербургский нефтяной терминал» Михаил Скигин. За первый квартал ПНТ перевалил более 2 млн т нефтепродуктов, что выше показателя за аналогичный период 2019 года почти на 30%.

Хранилища заполнены

Аналитическое агентство Argus прогнозирует, что экспорт нефти сократится уже в мае. В частности, из портов в Приморске и Усть-Луге с 1 по 10 мая планируется экспортировать 14 танкерных партий (или 1 млн барр. в сутки), в то время как в начале апреля было экспортировано 22 партий объемом 1,6 млн барр. Снижение экспорта связано с новой сделкой ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, заключенной 12 апреля. По ее условиям, Россия в мае—июне должна сократить добычу на 1,8 млн барр. (к уровню марта—апреля 2020 года), до 8,5 млн барр. в сутки, напоминают аналитики Argus.

Из-за заморозки экономики на период карантинов упадет и перевалка нефтепродуктов — в Европе потребление топлива снизилось многократно, бензин и дизель почти не покупают, продажи авиационного топлива встали почти полностью, отмечает Михаил Скигин. «Европейские хранилища почти полностью заполнены. Хранить нефтепродукты, которые в Европе не приобретают, уже практически негде. Так что в не очень далекой перспективе может «встать» вся цепочка поставок нефтепродуктов», — делится глава ПНТ.

Внутри России потребление также падает. По оценке эксперта компании «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, с марта по апрель потребление бензина в стране сократилось на 50%, и дизтоплива — примерно 25-30%. Снижение отгрузок со стороны нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ожидается и в дальнейшем — в связи с «сезоном ремонтов», а также из-за низкого спроса на нефтепродукты в условиях карантинных мер, отмечают аналитики Argus.

Нерентабельный ресурс

Опрошенные РБК Петербург эксперты считают, что из-за сложившейся ситуации все сегменты нефтяного рынка серьезно просядут. Однако больше всех пострадает добыча нефти. «Низкая цена делает ряд скважин с высокой себестоимостью нерентабельными. При этом скважину нельзя просто заткнуть — нефть обычно идет из скважины под большим давлением, и ее консервация обходится очень дорого, а расконсервация — еще дороже», — говорит Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер». Поэтому сектор добычи вынужден будет какое-то время добывать даже нерентабельный ресурс, чтобы попытаться потом его разместить в хранилищах, поясняет он.

Проблема заключается в том, что хранилища на рынках сбыта российской нефти уже заполнены, а внутри России масштабных долговременных хранилищ нет. Есть лишь технические резервуары, предназначенные для маневрирования объемами сырья в случае изменения спроса, которые иногда возникают при прокачке по трубопроводам.

Поэтому в выигрыше — любой, кто предложит хранить у себя нефть. Например, РЖД предложила для этих целей свои железнодорожные цистерны, продолжает Алексей Антонов. При этом он замечает, что этих цистерн хватит ненадолго, они переполняются в течение нескольких дней и недель.

«В России инфраструктура не готова складировать дешевую нефть. Когда она была дорогой, никому не приходило в голову строить хранилища, которые были бы убыточными на тот момент. Отсутствие хранилищ — это идеальная ловушка для всей отрасли», — заключает Алексей Антонов.

Пример Китая

Участники рынка и аналитики расходятся в оценке перспектив нефтяного кризиса. Например, Михаил Скигин надеется на то, что спрос на нефтепродукты может постепенно восстановиться летом либо осенью за счет смягчения мер карантина в европейских странах, которые прошли пик по заболеваемости коронавирусом.

Партнер агентства RusEnergy Михаил Крутихин настроен менее оптимистично: «Я бы сказал, что Россия только в начале нефтяного кризиса, и продлится он, по моим предположениям, не менее двух лет». «Мы видим на примере Китая, как медленно восстанавливается экономика после эпидемии коронавируса и что объемы потребления нефти и нефтепродуктов там еще не вернулись (и не скоро вернутся) на докризисный уровень. Поэтому можно прогнозировать, что в Европе потребление также будет восстанавливаться очень медленно», — считает он.

Справка

Грузооборот морских портов Балтийского бассейна (с учетом Калининграда) вырос за 2019 год на 4,1%, до 256,4 млн тонн. В том числе, объём перевалки сухих грузов составил 110,19 млн тонн (+0,4%), наливных грузов — 146,24 млн тонн (+7,1%).

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом