Президент ЮИТ: Мы не собираемся уходить из России
Спрос на жилую недвижимость в Петербурге продолжает снижаться. Объемы строительства также уменьшаются, а компании все чаще дробят крупные проекты на более мелкие очереди. Хотя некоторые застройщики ожидают, что ситуация должна выровняться и по итогам 2015 года сокращение спроса в городе составит порядка 30% (за первые пять месяцев провал составил 40%), другие игроки рынка уверены, что девелоперам жилой недвижимости придется жить в условиях падения спроса на 10-15% ежегодно ближайшие пять лет.
В эксклюзивном интервью РБК Петербург президент и генеральный директор ОАО «ЮИТ» Кари Каунискангас рассказал, почему одна из крупнейших иностранных строительных компаний в России в этих условиях выводит на рынок новые проекты и какие он видит основания для оптимизма в долгосрочной перспективе.
Как пережили первый год санкций в России?
2014 год оказался лучшим за все время работы компании ЮИТ в России. На семь городов-миллионников, в которых мы работаем, пришлась почти одна треть продаж всего концерна. Однако доля России в общей структуре выручки практически не изменилась. В прошлом году она составила 27%, это всего на несколько процентов больше, чем годом ранее.
В начале этого года российские продажи замедлились. Оценивая перспективы спроса, мы уменьшили количество вывода новых проектов на рынок. В 2013 году в России мы запустили в продажу 5500 новых квартир, в прошлом году уже 3500 квартир. Мы в середине июня вывели на рынок в Петербурге два новых проекта, но это не знак того, что мы видим значительные признаки восстановления спроса. Новые проекты нужны, чтобы иметь сбалансированное предложение своего портфеля. ЮИТ лоялен к России и хочет и в будущем работать в России. Таким образом мы формируем свой портфель предложений на долгосрочную перспективу.
Вы сказали, что признаков восстановления спроса нет. По вашему мнению, когда падение спроса достигнет дна?
В этом году мы наблюдаем большую разницу по спросу между разными городами в России. В Петербурге спад оказался самым большим. Здесь падение продаж компании сопоставимо, к примеру, с публичными данными ЛСР [минус 30% - прим. ред]. По всей видимости, на рынке в определенных сегментах создался переизбыток предложения, на который наложилось падение реальных доходов населения.
В Москве падение спроса было меньше - 10-20%, а вот Екатеринбург пока еще не просел. Некоторые типы квартир продаются лучше других. Сейчас существенных изменений на российском рынке я не отмечаю, но мы думаем, что и ниже мы не падаем. Работающий рынок ипотечного кредитования сейчас сильно поддерживает спрос.
Когда, по вашим прогнозам, можно ожидать восстановление продаж? И будет ли оно?
Если говорить о долгосрочном периоде, то здесь речь идет не об одномоментном спросе, а длительной потребности в улучшении жилищных условий. В этом вопросе в России ничего не поменялось. По-прежнему крупные города привлекают к себе трудоспособное население, которым нужно где-то жить. Средний размер семьи становится меньше и количество семей растет. То есть в долгосрочной перспективе квартиры нужны будут и в будущем.
Среди ваших покупателей есть финская инвестиционная компания, которая покупает пул квартир и сдает их в аренду. За последние полгода были новые сделки с этой компанией?
Нет, не было, но они пока ни одной квартиры и не продали, все держат.
Если в целом говорить о финских компаниях, которые работают в России, у меня нет информации, что кто-то снижал объемы своей деятельности или собирался уходить. Я знаю, что есть только одна компания, которая продала свою деятельность в России [Ориола КД- прим.ред.], но я знаю, что этот случай не связан с общей обстановкой, с санкциями, это их внутренние дела. Мы не собираемся уходить.
Вы покупаете новые участки в России?
Уже в этом году мы приобрели новые земельные участки под застройку в Тюмени, Казани, Москве, планируем еще покупки.
Почему Петербург не попал в список?
У нас здесь хороший земельный банк, нет необходимости срочно пополнять.
Много ли сегодня на рынке активов, которые распродаются по бросовым ценам из-за проблем у владельцев?
Такого нет. По крайней мере, если мы говорим о хороших локациях и участках, скидок нет.
Какие инвестиции вы привлекаете в свои проекты в России?
Все финансирование ЮИТ регулируется из центрального офиса из Хельсинки.
Кто выступает инвесторами?
Используется множество различных источников. Финская листинговая компания финансирует свою деятельность как за счет собственного капитала и прибыли, так и за счет, например, долговых обязательств, кредитов пенсионных фондов и банковских кредитов, получаемых с европейского инвестиционного рынка. То есть инвесторов много.
Вам интересны российские инвесторы?
Если говорить о комплексных проектах освоения территории, то нам интересны партнерские отношения. Но если говорить об инвестиционном финансировании, то пока мы не привлекали деньги российских инвесторов. Были единичные обращения со стороны частных российских инвесторов, российские банки предлагают нам заемное финансирование. Но это было явно дороже европейского финансирования.
Некоторые российские девелоперы рассказывают, что жилой проект может получить аккредитацию от банка на ипотеку только при условии кредитного займа компании в этом банке. Вы с такой практикой сталкиваетесь?
Это абсолютно новая для меня практика. Крупные российские банки - Сбербанк, ВТБ - предоставляют ипотеку в наших проектах, но, насколько я знаю, мы у них не кредитуемся.
ЮИТ позиционирует себя на рынке как продукт с финским качеством. Сейчас у многих строительных компаний возникли сложности с поставками продукции из-за границы. Как изменилась доля финских стройматериалов в ваших домах?
Мы импортируем в Россию не более 1% напрямую приобретаемых материалов. Самое значительное изменение в структуре стройматериалов произошло еще во время кризиса 2008 года. Тогда мы значительно уменьшили импорт материалов из Финляндии в Россию. За последние два-три года многие финские производители локализовали свое производство здесь. Качество многих товаров не уступает европейскому уровню. Сейчас проблемы с закупками мы не видим.
В таком случае девальвация рубля должна была сделать выгодным экспорт таких стройматериалов из России на другие проекты ЮИТа. Вы что-то закупаете здесь для строек в Финляндии?
Действительно, мы покупаем некоторые материалы здесь и используем их на стройках в Финляндии. Эти закупки идут уже не первый год. Например, мы экспортируем арматуру, теплоизоляцию, гидроизоляцию.
Финские девелоперы накопили огромный опыт создания комфортной среды в жилых проектах. Видите ли вы для себя рынок за пределами КАД?
Не думал над этим вопросом. Если сравнивать с Финляндией, то не зависимо от того, к какому классу относится жилье, наполнение проекта в достаточной степени одинаково. Особенно если сравнивать, например, с различными российскими классами квартир. Разница в основном только в локациях, в видовых характеристиках. Эту сферу жестко контролируют власти. В России те, кто строит эконом-класс, экономят буквально на всем и законодательство позволяет это делать. Поэтому мы в России не занимаемся строительством жилья эконом-класса.