В Петербурге построят крупное пассажирское судно
Объединенная судостроительная корпорация планирует построить морской круизный лайнер на «Северной верфи». По мнению экспертов, этот заказ важен для предприятия с точки зрения диверсификации бизнеса и освоения новых ниш на рынке гражданского судостроения. Однако специалисты отмечают, что у «Северной верфи» нет наработанных компетенций в исполнении подобных заказов.
Мегапроект
Строительство судна должно начаться в 2021 году. Об этом, как пишет «ПортНьюс», заявил генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. По его словам, исполнителем контракта станет «Северная верфь» после того, как к осени будущего года закончится модернизация предприятия.
Стоимость лайнера оценивается в $700 млн, пассажировместимость — около 3 тыс. человек (для сравнения — вместимость парома «Принцесса Анастасия» — 2,3 тыс. пассажиров). «Это мегапроект, аналогов которому в пассажирском сегменте Россия не строила никогда», — комментирует генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.
«Северная верфь» никогда ранее не работала в сфере пассажирского судостроения. Предприятие специализируется на строительстве военных (фрегаты, корветы) судов. Несколько лет назад компания увеличила долю гражданских заказов за счет контрактов на рыболовецкие суда. Впрочем, главные риски в исполнении этого заказа, по мнению Михаила Бурмистрова, связаны не с отсутствием компетенций, а с возможной задержкой модернизации «Северной верфи».
Перспективный рынок
Участники рынка напоминают, что большого опыта в сфере строительства пассажирских судов пока нет и у других российских судостроителей. «Мы только восстанавливаем и наращиваем компетенции по проектированию и строительству в этой сфере. Долгое время в России пассажирские суда не строились, потому что ранее, во времена СССР, эти заказы размещались на предприятиях Восточной Европы», — комментирует генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо.
Большинство экспертов считают стремление «Северной верфи» выйти в новый для себя сегмент правильным. «Северная верфь», как и другие судостроительные предприятия, пытается диверсифицировать портфель гражданских заказов. Расширение портфеля особенно важно с учетом планов федерального правительства по сокращению гособоронзаказа после модернизации флота», — комментирует профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко.
По ее мнению, работая в сфере пассажирского судостроения, «Северная верфь» сможет обеспечивать себя заказами. «Пассажирский флот в России давно требует модернизации, степень изношенности запредельная, его не обновляли уже много лет. Поэтому спрос на строительство новых пассажирских судов, скорее всего, будет», — считает Елена Ткаченко.
Справка:
В России сейчас заказы на строительство пассажирских судов есть и у ряда других компаний. Так, Средне-Невский судостроительный завод в апреле этого года заключил контракт с ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» на строительство двух пассажирских судов класса «река-море» проекта А45–90.2 (каждый вместимостью по 245 пассажиров) для Красноярского края. Завод «Красное Сормово» (Нижегородская область, входит в ОСК) построил круизный лайнер для ООО «ВодоходЪ». Сейчас судно проходит ходовые испытания. В феврале этого года Зеленодольский завод имени А. М. Горького (входит в корпорацию «Ак Барс») заложил пассажирское прогулочно-экскурсионное судно проекта 03622 «Чайка».