Миллионы на Невском: готов ли Петербург к резкому росту турпотока
В связи с введением электронных виз число приезжающих в Петербург иностранных туристов за три года вырастет в полтора раза — до 6 млн человек, сообщила заместитель председателя комитета по туризма Смольного Нана Гвичия. Общее число гостей города, включая граждан России, к 2021 году должно увеличиться до 12 млн. Туроператоры приветствуют обещанный рост турпотока, который, по их мнению, приведет к значительному увеличению доходов городского бюджета. Экономисты, в свою очередь, указывают на негативные последствия этой динамики, полагая, что экономическая отдача от массового туризма «обманчива», а польза для горожан — сомнительна.
Валерий Гордин, доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
«По подсчетам маркетологов, Петербург в 2018 году посетило 15 млн туристов, но официальная статистика пока придерживается цифры 8,2 млн туристов. Цифры разнятся из-за методов подсчета. Правительство учитывает туристов, разместившихся в гостиницах и хостелах, но не учитывает гостей, которые приехали к родственником или друзьям, сняли жилье через Airbnb, CouchSurfing (сервисы, через которые туристы могут найти жилье — ред.). А маркетологи высчитывают этот показатель через нагрузку на транспорт, точки общественного питания, музеи.
Но думаю, для городских властей важно не только количество туристов, но и экономическая отдача, которую Петербург может получить от туристского сектора. Парадокс в том, что реальную отдачу от туристов просчитать чрезвычайно сложно. В первую очередь, из-за того, что у нас есть «обманчивые» группы гостей, которые практические не приносят доходов в городской бюджет. Речь идет о китайских туристах, которых в 2018 году приехало в Петербург более 500 тыс. человек, а к 2021 году, по моему мнению, их будет не меньше 1 млн. В целом же, по мнению руководителей петербургского туризма к 2021 году количество туристов увеличится в полтора раза. Это очень серьезный рост.
«У нас есть «обманчивые» группы гостей, которые практические не приносят доходов в городской бюджет»
Проблема заключается в том, что к такому росту город должен серьезно готовиться. Петербургский туризм — это сезонный туризм. У нас «высокий» туристический сезон с апреля по сентябрь (плюс зимние праздники в январе), когда городская инфраструктура работает на пределе, в остальное время поток туристов достаточно низкий. Если мы не сможем увеличить количество туристов в «низкий» сезон, рост турпотока создаст значительные неудобства как для самих туристов, так и для горожан. У меня, например, вызывает тревогу быстрый рост круизного туризма. Когда в город одномоментно прибывают от десяти до двадцати тысяч человек с круизных лайнеров, которые пересаживаются в 200 — 400 туристических автобусов, это сразу создает большие проблемы для музеев, входящих в обязательную программу круизных туристов, для общественного транспорта в центре города, для прогулочных судов на реках и каналах.
Для того, чтобы ситуация изменилась, нужно развивать виды туризма, которые не привязаны к сезонам. Для увеличения турпотока в «низкий» сезон в городе должны проходить крупные культурные, спортивные, деловые мероприятия. Чиновники постоянно говорят о выделении ресурсов на такие события, но пока никаких ярких событий в «низкий» сезон, кроме разве что Международного культурного форума в ноябре, у нас нет. А мы могли бы развивать образовательный туризм (например, проводить зимние школы и конференции на базе вузов), медицинский туризм, промышленный туризм, кинотуризм (в Петербурге, напомню, когда-то была мощная киношкола). В Вене, Дрездене, Париже, например, развит бальный туризм. Прекрасно бы для этого подошел и Петербург, где пока что все ограничилось Царскосельским балом. Есть возможность развивать в Северной столице музыкальный туризм, устраивать классические концерты, на которые бы приезжали фанаты оперных певцов. Вообще, нишевые виды туризма в значительной степени направлены как раз на привлечение людей с высоким уровнем дохода, приносящих в бюджет города намного больше средств, чем массовые туристы.
«Когда в город одномоментно прибывают до двадцати тысяч человек с круизных лайнеров, которые пересаживаются в 200 — 400 туристических автобусов, это создает большие проблемы»
Больной темой в туристической сфере остается транспортная инфраструктура. У нас есть большой аэропорт (на мой взгляд, построенный по не очень удачному проекту), в котором творится полное безобразие. Постоянные пробки в зоне въезда, а если одновременно прибывают несколько широкофюзеляжных лайнеров, то из аэропорта невозможно выехать на машине. Например, во Франкфурте аэропорт принимает куда больше гостей, но там нет проблем ни на въезде, ни внутри аэровокзала. Остро стоит и проблема транспортной доступности Пулково, о которой много лет говорится, но практически ничего кардинального не делается. Понятно, что к 2021 году новая транспортная инфраструктура в Петербурге не появится, поэтому городским властям остается лишь стараться повысить эффективность существующей.
Следующая проблема — концентрация культурных учреждений, гостинец и общепита в центре города. Сегодня 70% коллективных средств размещения Петербурга находятся в Центральном и Адмиралтейском районах. Если в течение нескольких лет правительство не предпримет усилий по созданию привлекательных зон для туристов вне «золотого треугольника», город обрастет множеством конфликтов, подобным тем, что происходят уже сейчас на улице Рубинштейна, Конюшенной и Садовой улицах. Конфликт между комфортом горожан и досугом туристов усугубляется.
Но это проблема, конечно, не только Петербурга. В Лондон в течение всего года приезжают десятки миллионов туристов. Но там вопросы организации туристических зон отданы в руки муниципальных органов власти. Они следят, чтобы весь предоставляемый туристам сервис не шел в ущерб интересам горожан. Открытие новых ресторанов, отелей, клубов должно быть обязательно согласовано с районными властями. В Амстердаме наложен мораторий на открытие новых ресторанов и отелей в жилых районах центра города. Местные власти развивают туристические зоны в близлежащих городах, чтобы турпоток рассредоточивался, а не замыкался на одном городе.
«Если мы не предпримем усилий по созданию привлекательных зон для туристов вне «золотого треугольника», город обрастет множеством конфликтов, подобным тем, что происходят уже сейчас на улице Рубинштейна»
Думаю, Петербургу стоит задуматься над этой проблемой — город еще может успеть предотвратить конфликты и коллапсы, но пока, к сожалению, я не вижу предпосылок к этому. Пока мы озабочены только тем, чтобы к нам приехало как можно больше туристов».
Марина Самородская, генеральный директор туроператора «Премьера»:
«Цифры, озвученные правительством, реалистичны. На сегодня самая большая преграда на пути в Россию для платежеспособного населения Европы — сложности с открытием визы. Думаю, появление электронных виз в целом увеличит турпоток на 30%.
Для того, чтобы «переварить» новых туристов, мы планируем развивать туризм в «низкий» сезон, когда в музеях нет очередей, а гостиницы стоят полупустыми. Если электронную визу введут с 1 октября, то мы сразу сможем оценить, насколько в «низкий» сезон повысился спрос. Причем бизнес к этому готов. Сфера общепита в нашем городе хорошо развита и готова к любому наплыву туристов. Гостиницы прогнозировали увеличение спроса с введением электронных виз, поэтому они тоже готовы принять любое количество гостей как в среднем сегменте, так и в премиуме.
Для расширения сезона нужно что-то предпринимать и городским властям. Например, если мы собираемся принимать туристов на «католическое» Рождество (ночь на 25 декабря), город должен быть украшен к «католическому» Рождеству, если мы хотим видеть туристов в феврале на китайский Новый год, то на улицах Петербурга должны быть соответствующие украшения.
«Если мы собираемся принимать туристов на «католическое» Рождество (ночь на 25 декабря), город должен быть украшен к «католическому» Рождеству»
Что касается инфраструктурных возможностей города, то в этой сфере действительно есть проблемы — и мы их доносим до комитета по развитию туризма Смольного. Это и поток автобусов, и маленькое количество разрешенных стоянок для автобусов, и транспортная доступность Пулково.
Есть проблема и с нашими главными музеями — например, с Эрмитажем и Екатерининским дворцом. Сегодня они работают на пределе своих возможностей. Необходимо срочно увеличивать время их работы, убирать выходной день во вторник и санитарный день раз в месяц (его нет ни в одном крупном европейском музее). На мой взгляд, при таком турпотоке у города есть возможность нанять больше персонала в «высокий» сезон и обеспечить ежедневную работу музеев.
Поток туристов может стать дополнительным источником стресса для горожан, но они должны понять, что инфраструктурные издержки оправданы тем, что благодаря туристам в бюджет города попадает немаленькая сумма. Это хороший приток финансирования; и, думаю, он может стать «топовой» составляющей в доходах Петербурга, как во многих других европейских городах.
«Инфраструктурные издержки оправданы тем, что благодаря туристам в бюджет города попадает немаленькая сумма»
Не нужно забывать, что с развитием туризма все больше местных жителей будет трудоустраиваться в этой сфере. Конечно, многим петербуржцам не нравятся большие толпы гостей, но им следует подумать о том, что их близкие и знакомые устроены на работу, многие социальные программы выполняются за счет пополнения бюджета от туризма, реставрируются дома, вовремя ремонтируются улицы. Людям нужно доносить, что доходы от туризма идут не куда-то и кому-то, а на развитие города».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.