Санкт-Петербург и область, 30 июл 2020, 15:05

Дневник кризиса: «Карантин под Новый Год может стать фатальным»

Читать в полной версии

По просьбе РБК Петербург российские предприниматели ведут хроники своих рабочих дней в период кризиса. Они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о возможностях для развития.

В сегодняшней дневниковой записи — подорожание золота, жесткая конкуренция ювелирной розницы с маркетплейсами и важность осени для пекарен.


Алексей Феликсов, совладелец ювелирной сети «585.Золотой» и пекарен «Цех 85»:

«Летом рабочий ритм и в целом образ жизни почти вернулись в прежнее русло. Радует то, что мы, похоже, привыкаем жить с вирусом. О перспективах на осень разные ходят мнения, но я почти уверен, что второй волны закрытий не будет. Если же это произойдет, то гибких бизнес-ответов придумать невозможно: мы были, есть и будем, в первую очередь, розницей, которая прямо зависит от потока покупателей. Скажут закрыться — закроемся и будем держаться. С каждым таким разом мы становимся крепче. Но многое ещё зависит от того, когда именно начнется и как долго продлится вторая волна — если карантин начнется под Новый год, он может быть и фатальным для бизнеса!

Скажут закрыться — закроемся и будем держаться. С каждым таким разом мы становимся крепче.

В данный момент часть наших ювелирных магазинов по-прежнему закрыта. У нас до пандемии работала примерно 1000 магазинов по всей России, сейчас из них открыто 850. Из оставшихся какие-то точки мы закрыли, не договорившись с собственниками помещений, а какие-то расположены в закрытых торговых центрах. Мы заняты выкупом некоторых магазинов у партнеров-франчайзи — сейчас у нас около 30% сети работает по франчайзингу, — которые не уверены, что смогут дальше вести бизнес, а также ре-локацией не слишком удачно расположенных точек или объектов с высокой по сегодняшним меркам ставкой аренды. То есть мы ежедневно заняты качественными характеристиками сети, с точки зрения ее эффективности, и не намерены принципиально менять количественные — задачи сократить или увеличить число магазинов сейчас нет.

Онлайн-продажи у нас во втором квартале выросли в несколько раз. Правда, мы столкнулись с тем, что на рынке нет качественного курьерского подрядчика, а свою логистическую службу пока не удалось сильно развить. Но я склоняюсь больше к развитию модели онлайн-бронирования: когда клиент на сайте выбирает товар, а потом приезжает в удобный для него магазин и забирает.

С маркетплейсами мы начали работать еще до пандемии, продаемся на Wildberries и Ozon. Эти площадки я рассматриваю как альтернативный, далеко не основной канал продаж — они не приносят нам значимую долю выручки в e-commerce.

Маркетплейсы рапортуют о рекордных продажах ювелирных изделий, они составляют сильную конкуренцию офлайновым магазинам. Пока выручка в наших магазинах держится на приемлемом уровне, но тренды не оптимистичные. Это связано не только с наступлением онлайн-торговли, но и с ростом себестоимости нашей продукции. Золото стоит уже 2000 долларов за унцию! За пять месяцев оно подорожало на 35% в пересчете на рубли, и ровно на столько выросла себестоимость ювелирных изделий. Чтобы не повышать цены в рознице резко, мы вынуждены снижать маржу.

Золото стоит уже 2000 долларов за унцию! За пять месяцев оно подорожало на 35% в пересчете на рубли, и ровно на столько выросла себестоимость ювелирных изделий.

Думаю, что в ювелирной отрасли тяжелее всего будет производителям. Объём выпуска и продаж золотых изделий существенно снизится в 2020 году. В рублях рынок останется на уровне прошлого года, а в штуках снизится на 30%. Это, конечно, предварительный вывод — еще только середина года.

С нашим другим розничным бизнесом — пекарнями «Цех 85» — ситуация получше, поскольку они работали весь карантин в формате магазинов. Постоянно шли проверки контролирующих органов, но мы все предписания Роспотребнадзора соблюдали четко, поэтому ни к одной из наших точек не было нареканий. Но оборот, конечно, упал. Особенно в пекарнях, расположенных в центре — там падение выручки периодами достигало 80%. С июня постепенно идет восстановление. Пока до возвращения к прежним показателям далеко, и прогнозы делать сложно. Лето — не высокий сезон в этой нише. Осень покажет».

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек