Санкт-Петербург и область, 30 июл 2021, 13:06

Медик: «Ситуация с заболеваемостью детей COVID резко изменилась»

Читать в полной версии
Фото: Adalhelma/Pixabay

Новый учебный год в школах Санкт-Петербурга и Ленобласти начнется 1 сентября 2021 года традиционно в очном формате. Это подтвердили РБК Петербург в региональных администрациях. В Смольном при этом уточнили, что точные правила объявят 25 августа на городском педагогическом совете.

Роспотребнадзор пока не планирует менять рекомендации для школ, разработанные в прошлом году. Они по-прежнему будут включать в себя: минимизацию контактов детей внутри образовательных учреждений, закрепление за каждым классом отдельного кабинета; обязательную термометрию при входе, посещение столовой — по графику. Известно, что маски будут обязательны для сотрудников столовой (про детей и учителей речи пока не идет). Также Роспотребнадзор рекомендовал по возможности сократить число школьников в одном классе. За школами останется право принять решение о переводе части учащихся на удаленный формат, если в классе или в школе введен карантин. Дистанционка может быть введена, если 20% детей заболели COVID-19, гриппом или ОРВИ.

Между тем, по словам медиков, ситуация с заболеваемостью детей коронавирусом (особенно штаммом Дельта) далеко неоднозначная. По информации из открытых источников, в последние месяцы дети стали болеть коронавирусом чаще и тяжелее. Так, заведующий отделением анестезиологии и реанимации № 1 Филатовской больницы Валентин Есикос ранее рассказал «Петербургскому дневнику», что в реанимацию все чаще стали попадать дети с 90% поражением легких.

Ведущий эксперт Национальной медицинской ассоциации по развитию экспертной деятельности в сфере лабораторной диагностики «МедЛабЭксперт» и руководитель лабораторных проектов группы медицинских компаний «Медма» Александр Соловьев рассказал РБК Петербург, с чем сталкиваются дети, переболевшие «ковидом», и почему важно пересмотреть принципы школьного обучения для школьников в «постковидном» состоянии.


Александр Соловьев, ведущий эксперт Национальной медицинской ассоциации по развитию экспертной деятельности в сфере лабораторной диагностики «МедЛабЭксперт»:

«Те данные по заболеваемости детей «ковидом», особенно по тяжелым случаям и летальным исходам, которыми мы можем оперировать, неполноценны, потому что с начала пандемии были приняты беспрецедентные меры по защите детского населения в виде локдаунов, периодов дистантного обучения, разобщения детей — и риск инфицирования детей был максимально снижен. Поэтому фактически до середины прошлого года существовало представление, что дети практически не болеют, а если и заболевают, то переносят коронавирус очень легко. Это было ложное представление.

Сейчас, очевидно, ситуация изменилась. Дельта-штамм пришел к нам в период каникул, и мы еще не можем оценить его распространяемость в условиях детского коллектива. Но можно судить по Великобритании, которая фактически допустила массовое распространение «ковида» среди молодых людей и детей. В итоге они стали активными участниками инфекционного процесса, а не только его распространителями.

«Представление, что дети практически не болеют, оказалось ложным»

Главное, что тревожит в этой возрастной группе, это проблема «постковидных» состояний. Те научные данные, которые мы сейчас получаем, вызывают озабоченность, так как доказывают прямое влияние коронавируса на мозг. То есть, COVID-19 — это не просто респираторное, но мультисистемное заболевание, которое поражает через разные механизмы патогенеза органы и системы человека. Оно способно запускать аутоиммунные процессы. Все это заставляет задуматься о серьезности прогнозов постковидного» состояния у детей. Это отдельная тема, очень волнующая исследователей.

Среди «постковидных» расстройств мы видим нарушения сердечно-сосудистой системы в виде миокардитов, неврологические и другие нарушения, которые в целом сказываются на жизнедеятельности ребенка, на его способности обучаться. Повышенная утомляемость, когнитивные особенности, связанные с памятью, качеством сна, переносимостью физических нагрузок. Не высокая ли цена за это будет в будущем?

«COVID-19 — это не просто респираторное, но мультисистемное заболевание, которое способно запускать аутоиммунные процессы»

Целый ряд стран сейчас предпринимают усилия, чтобы разработать программы по защите детей и внедрить эти программы к новому учебному году. Это и вакцинация (уже сейчас ее можно провести в некоторых странах детям с 12 лет), и стратегия регулярного тестирования для выявления бессимптомных детей (которых достаточно много). Для защиты детей в условиях учебного процесса в закрытых школьных помещениях необходимо снижать возможность аэрозольного распространения коронавируса. Для этого могут использоваться CO2-мониторы, контролирующие концентрацию углекислого газа в воздухе, это вентиляционные решения (не большие инфраструктурные проекты, их нереально внедрить в школах сегодня, а локальные).

Ну и уже привычные меры в виде масочного режима, выделения классов в отдельные социальные пузыри и недопущение перекрещиваний. Рекомендации для образовательных учреждений Роспотребнадзора разработаны летом прошлого года. За год многое изменилось, мы гораздо больше узнали и об эпидемиологии «ковида», и об особенностях изменения вируса, поэтому важно рекомендации обновить».


Мнения спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Юлия Воробьева

Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе