Санкт-Петербург и область, 30 авг 2019, 17:34

Петербургский ретейл вошел в стагнацию

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Рост объема розничной торговли в Петербурге в этом году замедлился до 0,8%, говорится в отчетности Петростата. Оснований для ускорения нет: реальные доходы населения не растут, поддержки малоимущим недостаточно, отмечают в агентстве INFOLine. В ближайшие три года торговля вырастет не более чем на 2%, дают прогноз эксперты.

В пределах погрешности

За семь месяцев 2019 года оборот розничной торговли в Петербурге составил 826,9 млрд руб, подсчитали специалисты Петростат. Это лишь на 0,8% больше результата за аналогичный период прошлого года. В мае и июне рынок даже сокращался — на 2,8% и 0,1% соответственно. Для сравнения, темпы роста розницы за семь месяцев 2018 года составляли 3,4%.

«Ничего удивительного в таких показателях нет: не растут реальные доходы населения, и, пока не будет решен этот вопрос, надеяться на улучшение динамики не приходится», — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. По итогам года в INFOLine ожидают роста в рамках статистической погрешности — до 1%. Рост в ближайшие три года не превысит 1,5-2%. Такой же прогноз дает Минэкономразвития.

Экономят и тратят кредитные деньги

Население с начала 2019 года активнее стало переходить на более дешевые товары и товары по акциям, следует из данных Sberbank CIB. Кроме того, растет число тех, кто посещает несколько магазинов в поиске более выгодных цен.

Небольшие всплески покупательской активности, наблюдавшиеся в 2018 году, были обусловлены ростом потребительского кредитования и происходили в основном за счет покупок непродовольственных товаров, отмечает Иван Федяков. Однако он напоминает, что государство ведет работу по улучшению качества займов (например, на погашение кредитов должно уходить не более 50% доходов человека), что станет препятствием дальнейшему росту кредитования.

«Деньги у населения закончились. Все, кто мог, вошли в ипотеку и тратить стало нечего», — говорит генеральный директор ГК «Реал» Александр Мышинский. По его словам, сопоставимые продажи его компании растут на 4-6% в год, однако отчасти это происходит за счет перераспределения покупательских потоков, так как некоторые магазины не выдерживают рыночной ситуации и закрываются. «Как поставщики мы видим, что некоторые сети сейчас повисли на волоске. Начались задержки по оплате товара», — рассказывает он.

Кто в группе риска

«Наиболее уязвимы магазины с широким ассортиментом — гипермаркеты. Бережливое потребление сократило количество позиций в корзине покупателя еще в 2015 году, и процесс продолжается до сих пор. Часть магазинов с широким ассортиментом (а это в основном формат гипермаркета) вынуждены были его сократить, часть сетей начали закрывать или продавать магазины. Так, «О’КЕЙ» отказался от супермаркетов, «Ашан» — закрыл гипермаркет в Петербурге», — констатирует Иван Федяков.

Как уже сообщал РБК Петербург, компании, в портфеле которых есть гипермаркеты, до конца года новых открытий в этом формате не планируют.

Pro
10 поводов попасть в черный список Центробанка и 2 способа выйти из него
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Альфа-самец на переговорах: как противостоять его манипуляциям
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Смерть фондового рынка: почему успешные компании не выходят на биржу
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители