Санкт-Петербург и область, 30 сен 2021, 12:01

Власти Петербурга готовятся к «зеленой революции» на транспорте

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Петербургские чиновники прокомментировали публикации СМИ о возможном дефиците газовых АЗС для автобусов к моменту начала работы общественного транспорта по новой модели. В Комитете по транспорту Смольного отрицают серьезность такой угрозы. Как сообщили РБК Петербург в пресс-службе ведомства, это было подтверждено на совещании у председателя комитета Кирилла Полякова с присутствием руководителей всех транспортных компаний, получивших маршруты общественного транспорта по новой модели.

Дефицита не будет

Комитет по транспорту в ответе на запрос РБК Петербург утверждает, что, разумеется, понимает серьезность задачи создания отсутствующей пока в городе адекватной газозаправочной инфраструктуры. «Были проведены переговоры с поставщиками сжиженного природного газа и потребителями в лице эксплуатантов подвижного состава. Была выбрана схема, при которой перевозчик может создать собственную систему заправки СПГ на выпускающей площадке подвижного состава (технология транспортировки СПГ позволяет осуществлять заправку транспортных средств, минуя сложную систему хранения, подготовки и раздачи топлива). Создание СПГ-заправки занимает гораздо меньше времени, чем заправки КПГ (компримированного газа). Все требования были размещены заранее на сайте госзакупок и перевозчики, с которыми мы находимся в постоянном диалоге, готовы совместными усилиями решать поставленные задачи в рамках перехода на новую модель транспортного обслуживания», — утверждает комитет.

Основные перевозчики это подтверждают. Во-первых, заявил РБК Петербург исполнительный директор «Питеравто» Роман Юренев, в городе существует довольно развитая система из более 30 АЗС компримированного газа (КПГ — сжатый природный газ, более экологичный и дешевый, по сравнению с бензином, дизельным топливом и пропаном), которым сейчас заправляются в основном частные автомобили, но также уже и автобусы. «Из 1300 наших автобусов около 400 будут ездить на КПГ и заправляться на этих АЗС, некоторые из которых расположены прямо у наших автопарков. Мы уже закупили такие автобусы и планируем выпускать их на линии в ближайшее время», — сообщил Роман Юренев.

Все остальные (кроме двух машин малого класса), по его словам, будут ездить на СПГ. Необходимую работу по созданию инфраструктуры СПГ-заправок «Питеравто» давно ведет. «Прорабатываем разные модели — как стационарных АЗС, так и мобильных», — заявил он. Хотя подробностей и конкретных цифр он не сообщил, но твердо заявил, что серьезных проблем с подготовкой инфраструктуры у компании нет. Что касается поставок газа на АЗС, то соответствующие соглашения будут, по его словам, подписаны на предстоящем Газовом форуме.

В АО «Третий Парк» (крупнейший перевозчик) сообщили, что компания с самого начала осознавала важность подготовки газозаправочной инфраструктуры и потому еще до аукциона начала принимать соответствующие меры, в частности, достигла предварительной договоренности с поставщиками СПГ и необходимого газозаправочного оборудования. В компании было принято решение о развертывании системы мобильных газозаправок, позволяющих заправлять свои автобусы за 6-7 минут прямо на площадках парка, а в будущем и на разворотных кольцах.

Сейчас ведется активная работа по приобретению необходимого заправочного оборудования и специализированного транспорта (изотермических цистерн) для перевозки СПГ.

Согласовать (получить у технадзора разрешение на ввод в эксплуатацию) мобильный газозаправочный комплекс можно за полгода, так из-за этого задержек не будет, утверждают в компании. К тому же в некоторых филиалах уже установлены мобильные заправочные комплексы, а на улицах Петербурга уже курсирует более 80 СПГ-автобусов предприятия. На сегодняшний день «Третий парк» — это крупнейший в РФ эксплуатант автобусной техники на СПГ. До конца текущего года количество автобусов на СПГ будет увеличено до 250 единиц, а к июлю 2022 года их суммарно будет 950.

«Мы уже имеем контракты на поставки СПГ в нужном объеме и сами обеспечиваем возможность транспортировки газа на наши площадки», — сообщили в «Третьем парке». Конкретные цифры в компании не называют, но утверждают, что к моменту старта перевозок по новой модели вся инфраструктура, необходимая для бесперебойного движения автобусов «Третьего парка» будет готова.

«Зеленая революция»

Как сообщили в Комитете по транспорту, в 2022 году планируется вывести на линию 2801 новый автобус на газомоторном топливе. То есть, практически все новые автобусы будут на газе: 62% из полного числа в 4512 автобусов — это будет, по всей видимости, российский рекорд. Сейчас, по данным ведомства, на газомоторном топливе работает только 229 автобусов ГУП «Пассажиравтотранса» (еще 20 добавятся до конца года). Впрочем, еще более 80 автобусов на газе уже работают у «Третьего парка».

Из общего числа новых автобусов 371 автобус «Пассажиравтотранса» будет работать на компримированном природном газе. «Питеравто» планирует выпустить на свои маршруты около 400 автобусов на КПГ, причем, несколько — уже в ближайшее время. Возможно, его примеру последуют и некоторые другие перевозчики. Остальные новые автобусы будут использовать сжиженный природный газ и только 7 автобусов — дизельное топливо.

Данное решение, как утверждают в Комтрансе, позволит сократить выбросы сажи на 100%, выбросы твердых частиц — до 95%, выбросы оксидов азота — до 70%, выбросы парниковых газов — до 23%, а также уменьшить уровень шума от работы двигателей.

Для эксплуатации автобусов на газе в сентябре был открыт специальный автопарк на улице Хрустальной. В рамках соглашения с городом ПАО «Газпром» намерено еще в этом году дополнительно ввести в эксплуатацию 5 объектов газозаправочной инфраструктуры — к тем 10, которые уже работают в Петербурге. К 2023 году общее количество АГНКС «Газпром» намерен довести до 25. Все названные объекты, за исключением одного, предназначены для реализации КПГ. Основной проблемой, затрудняющей реализацию программы газификации транспорта в Комитете по транспорту называют острый дефицит свободных и пригодных участков на территории города для создания объектов газозаправочной инфраструктуры.

Напомним, ранее в этом году председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков сообщил РБК Петербург, что совместно с Комитетом по природопользованию разработана программа снижения нагрузки на экологию от общественного транспорта. Программа рассчитана до 2030 года и предусматривает полный отказ от бензина и дизеля. Государственный транспорт будет переведен на электричество и КПГ в соотношении 50/50. «Негосударственных перевозчиков, которые будут работать по нашему заказу, мы планируем к 2030 году полностью перевести на газ», — заявил Кирилл Поляков. Некоторые частные перевозчики, например, «Третий парк» и «Питеравто», заявляют, что сделают это уже к началу работы по новым правилам.

По словам Кирилла Полякова, в высокой степени готовности находится несколько проектов строительства газозаправочной инфраструктуры. В этом году рекордными темпами была построена газовая станция в Колпино. Согласно соглашению с «Газпром газомоторное топливо», все те заправочные комплексы, которые будут построены к июлю 2022 года, когда стартует новая транспортная модель, будут заправлять автобусы компримированным природным газом.

Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
В мире миграционный бум. Экономики каких стран могут пострадать
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня