Премия РБК Петербург 2018, 30 окт 2018, 16:37

Петербургский завод провел эксперимент по уходу от «советских традиций»

«Кировский завод» завершает первую в Петербурге индустриальную акселерационную программу, реализуемую совместно со стартап-акселератором iDealMachine. Глава предприятия уже анонсировал запуск еще одного аналогичного проекта.
Читать в полной версии
(Фото: сайт администрации Петербурга)

ПАО «Кировский завод» и стартап-акселератор iDealMachine подводят итоги первой в Петербурге индустриальной акселерационной программы. Все восемь прошедших акселерацию стартапов получат гранты от Кировского завода; многие из них смогут масштабировать свои проекты для других промышленных заказчиков.

По мнению экспертов, программа завода стала одним из самых заметных событий 2018 года в области венчурного предпринимательства, так как показала готовность корпораций преодолеть «советские традиции» организации инновационного процесса. До сих пор промышленные предприятия шли по пути изобретения чего-либо только силами собственных штатных сотрудников, в рамках «натурального хозяйства».

Натуральное хозяйство

Акселерация — один из трех базовых способов обновить свою деятельность, которые существуют в арсенале компаний: фирмы могут либо приобретать готовые инновации на рынке, либо разрабатывать их самостоятельно, либо через акселерацию доводить до нужных параметров перспективные разработки стартапов. В целом акселерация — это новый тренд для России; есть лишь отдельные примеры регулярной работы этого механизма. Наиболее известные связаны с Фондом «Сколково», Российской венчурной компанией (РВК, которая курирует крупнейший в стране акселератор GenerationS) и частным Фондом развития интернет инициатив (ФРИИ). Последний уже второй год проводит акселераторы в интересах крупных корпораций, а также из собственных средств ежегодно инвестирует примерно в 100 стартапов.

Как утверждают все эксперты, опрошенные РБК Петербург, до сих пор абсолютное большинство российских промышленников предпочитали самостоятельно разрабатывать инновации. «Все привыкли к натуральному хозяйству, — говорит Александр Ружинский, основатель проекта «Петербургский стартап», также специализирующийся на акселерации стартапов. — Это еще советская традиция. В новые времена наиболее прогрессивные промышленники постепенно стали осваивать аутсорсинг по тем услугам, где его преимущества очевидны — подбор персонала, ведение бухгалтерии, юридическое обслуживание. Но всякого рода рационализация, модернизация технологического процесса, разработки новых продуктов до сих пор производятся исключительно силами собственных сотрудников промышленных компаний. При радикальной же смене технологии она покупается готовой, как и соответствующее оборудование — и то и другое обычно за рубежом».

До последнего времени ГК «Кировский завод» также развивалась в общем тренде. В частности, новый вид продукции — тракторы К-424 «Кирюша» (за их вывод на российский рынок компания номинирована на Премию РБК Петербург-2018) разработан полностью внутри компании. Однако в 2018 году руководство «Кировского завода» решило апробировать новую модель организации инновационного процесса.

Первый в Петербурге

В марте 2018 года «Кировский завод», Фонд «Сколково» и крупный международный стартап-акселератор iDealMachine открыли набор в промышленный акселератор, выпускникам которого были обещаны инвестиции от Кировского завода на общую сумму в 100 млн руб. К участию приглашались стартапы в сфере цифрового сельского хозяйства (Agrotech), промышленного интернета вещей (IIoT), индустрии 4.0, Big Data, Energytech, Security, Gadgets, Robotics, E-commerce, Transport. Этот проект, по-видимому, стал первым в Петербурге корпоративным промышленным акселератором открытого типа (заявки может подавать любой желающий). Во всяком случае опрошенные РБК Петербург эксперты заявили, что аналогичные примеры в Петербурге им неизвестны.

Программа акселератора «Кировского завода» завершается в ноябре. Акселерация происходила главным образом в технопарке «Сколково». Стартапы, прошедшие отбор и принятые в акселератор, получали экспертную и менторскую поддержку от команды iDealMachine, ведущих экспертов и топ-менеджеров «Кировского завода». Помимо поддержки в процессе акселерации, стартапы, успешно завершившие программу, получат гранты от «Кировского завода». Кроме того, как рассказали представители компании, большинство проектов получит оффер (коммерческое предложение) от «Кировского завода». Масштаб каждого оффера будет зависеть от результатов пилотного внедрения сделанных разработок.

Генеральный директор ГК «Кировский завод» Георгий Семененко сказал корреспонденту РБК Петербург, что в результате проекта команда предприятия «получила грандиозный опыт» и работает над созданием акселератора следующего уровня.

Против «разжижения мозгов»

«Первая наша важная задача в этом проекте — вовлечь стартапы в наши технологии, в нашу экосистему путем общения, знакомства, путем презентаций каких-то проектов, — объяснил Георгий Семененко мотивы, побудившие завод заниматься акселерацией. — Во-вторых, мы ищем уже конкретные бизнес-идеи (комплиментарные нашему бизнесу), куда мы могли бы вложиться, чтобы создать задел на будущее. И, в-третьих, такая работа и такая активность очень способствует борьбе с «разжижением мозгов». Чтобы люди в нашей компании тренировались внедрять и постигать что-то новое и смотреть на задачи с непривычных углов зрения».

Александр Ружинский добавляет: «Внедрение инноваций через акселерацию внешних стартапов имеет одно серьезное преимущество перед внутрикорпоративным инноваторством — оно привносит в процесс предпринимательскую энергетику, которая сильно увеличивает мотивацию разработчиков, их заряженность на результат». По мнению эксперта, здесь вполне уместна аналогия с аутсорсингом, так что такой метод внедрения инноваций корректно называть «инновационным аутсорсингом».

После предварительного отбора для акселерации из 220 проектов были выбраны восемь стартапов. Семь из них — внешние. Восьмой является внутренним спин-оффом Кировского завода, разработки которого уже внедрены в ряде цехов на заводе и по завершению акселерационной программы будут выводиться на рынок.

«Все проекты, отобранные нами, являются промышленными и направлены либо на улучшение производственных технологий, либо на новые продукты в рамках существующего портфолио Кировского завода», — сообщил РБК Петербург Георгий Семененко. Часть стартапов — программное обеспечение. Так, был отобран проект VR Concept — программное обеспечение для коллективной работы с цифровыми двойниками проектируемых изделий. Такое ПО необходимо Кировскому заводу, поскольку цифровые двойники являются элементом индустрии 4.0. Из этой же сферы другой проект — TDCloud — удаленный контроль и управление из одного центра промышленным оборудованием нескольких производственных площадок, он призван минимизировать затраты на персонал. Еще один «управленческий» проект — система безопасности «Протеже», предназначенная для выполнения потенциально опасных работ.

Другую часть отобранных стартапов составляют «материальные» проекты — новые машины или узлы машин, а также новые материалы. Так, проект Micotech предлагает оригинальные минеральных покрытия, повышающие износостойкость деталей. Проект Turboinspect — оптическая система для контроля формы ответственных объектов в процессе сборки и эксплуатации.

К участию в программе Кировского завода принимались не «нулевые», на уровне идеи, а уже достаточно подготовленные проекты. «В сущности, это уже готовые бизнесы — вполне работающие компании, с определенным объемом продаж, у некоторых превышающие 40 млн рублей. Стартапами их можно называть весьма условно, — говорит Александр Ружинский. — Акселерация нужна для того, чтобы приспособить эти проекты под нужды Кировского завода, включить их в производственную цепочку, а также — интегрировать команды разработчиков в корпоративную культуру Кировского завода. Такая адаптация может позволить проектам стать востребованными и в промышленных производствах других компаний».

Руководство Кировского завода удовлетворено результатами акселерации. «Мы хотим повторять акселерацию не один раз. Мы уже работаем над созданием профессионального индустриального акселератора с рядом партнеров. Мы хотим привлекать больше экспертов из промышленности и больше опираться на реальные производственные задачи промышленных предприятий», — заявил Георгий Семененко.

Как свидетельствует генеральный директор компании Pulsar Venture Capital (венчурный фонд и бизнес-акселератор) Павел Королев, крупные промышленные корпорации, один раз попробовав, начинают заниматься акселерацией стартапов регулярно. В частности, крупный двигателестроитель «ОДК-Сатурн» (входит в госкорпорацию «Ростех»), выступив индустриальным партнером в акселерации GenerationS, стал регулярно интересоваться промышленными стартапами в рамках работы своего Центра инноваций, поскольку, как заявляют руководители, «корпорации требуются инновационные решения, которые ускорят переход производственной системы к модели «умного» цифрового производства».

Использовать результаты акселерации Кировский завод, в принципе, может по-разному. Александр Ружинский считает неразумным приобретение доли в стартапе, потому что это означает включение его в структуру ГК и превращение в корпоративного инноватора. При этом теряется основное достоинство «инновационного аутсорсинга» — уходит предпринимательская энергетика, повышающая мотивацию.

Павел Королев говорит, что в некоторых случаях приобретать стартап вполне разумно, но «универсального рецепта не существует; все определяется стратегией компании и конкретной ситуацией».

Инжиниринговые перспективы

В настоящее время абсолютное большинство стартапов в России возникает в сфере IT. Даже промышленные акселераторы, не говоря уже об акселераторах широкого профиля, занимаются адаптацией к нуждам заказчиков в основном программного обеспечения. С одной стороны, это вполне соответствует специфике индустрии 4.0, но с другой стороны, сами промышленники отмечают острую необходимость в новых чисто инженерных инновациях. Похоже, что острый дефицит инженерных инноваций создает предпосылки для более эффективного, чем новые разработки в сфере IT, завоевания мест на рынках. Об этом свидетельствуют некоторые конкретные примеры.

Так, тот же Кировский завод благодаря инженерной разработке нового для России мини-трактора К-424 «Кирюша» смог за год получить 20% рынка, что практически нереально при внедрении какой-либо IT-инновации в промышленное производство. Петербургская ГК «Диаконт», много лет вполне успешно занимавшаяся в России внутритрубной диагностикой, смогла начать создание мировой сети массового, серийного, производства совершенно другого продукта — электромеханического привода-актуатора (ключевой элемент промышленного робота) — исключительно благодаря применению в нем оригинальных (запатентованных) редукторов на инвертированной ролико-винтовой передаче.

Впрочем, Павел Королев уточняет, что промышленникам требуются не идеи, которых много, а «проработанные и подготовленные для промышленного внедрения инновации». Вот такие проекты в России действительно в дефиците, утверждает эксперт. «Я совершенно согласен, что спрос на инженерные разработки настолько велик, что в перспективе чисто инженерные стартапы будут заметно теснить проекты в сфере IT, — говорит Александр Ружинский. — Но нужно понимать, что нынешнее засилье последних объясняется двумя серьезными преимуществами. Во-первых, у них очень низкая стоимость входа в бизнес, чего нельзя сказать об инженерных стартапах. Второе преимущество связано с тем, что наиболее перспективное, молодое поколение энтузиастов больше всего интересуется и занимается именно информационными технологиями».

Павел Королев добавляет: «Инженерные инновации гораздо сложнее выходят на рынок, чем IT. Процессы коммерциализации инженерных инноваций гораздо более сложные и длительные». По этой причине заметной тенденции роста числа инженерных стартапов эксперт пока не наблюдает.

Тяжелый случай

Доведение до кондиции инженерных разработок весьма затратно, так что занимающиеся этим стартапы испытывают большие трудности с акселерацией. Так, компания Robotikum, разработавшая уникальный роботизированный комплекс по шлифовке турбинных лопаток для двигателей, который, по мнению экспертов, способен решить одну из сложнейших мировых проблем в двигателестроении, уже три года не может найти 2 млн долл., необходимых для создания прототипа.

В фармацевтике, одной из самых высокоразвитых отраслей промышленности Петербурга, институт внешних инноваций тоже развивается очень медленно. «Некому поручить разработку новых лекарств, — утверждает генеральный директор BIOCAD Дмитрий Морозов. — Необходимого уровня качества, скорости разработки и адекватной цены от внешних стартапов не получить». Александр Ружинский уточняет: «Это очень дорогое занятие с точки зрения НИОКРа (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — ред.). Требуются дорогие препараты, очень дорогое оборудование и т.д. Стартапам это не под силу даже на начальном этапе». Павел Королев добавляет, что помимо стоимости тут играет роль и специфика отрасли — чрезвычайно долгий, порядка 5 лет и более, цикл коммерциализации новых препаратов. «По этой причине невозможно подготовить новый препарат методом акселерации стартапов», — отмечает эксперт. Между тем в мире, как признают те же эксперты, существуют специализированные, фармацевтические, акселераторы со всем необходимым для раскрутки новых препаратов. По этой причине они полагают, что этот мейн-стрим в конце-концов дойдет и до нас.

Премия РБК Петербург

Генеральный директор ГК «Кировский завод» Георгий Семененко входит в число кандидатов на Премию РБК Петербург 2018 в номинации «Менеджер» — за вывод в серийное производство нового класса продукции и укрепление позиций на российском рынке. Входящий в ГК Петербургский тракторный завод (ПТЗ) при содействии Минпромторга России в рекордно короткие сроки разработал и запустил в серийное производство тракторы «Кировец» К-424 новой серии К-4 (неофициальное название «Кирюша»). Этот трактор четвертого тягового класса — абсолютно новый продукт для России, машина современного технического уровня по цене практически вдвое дешевле западных аналогов при сопоставимых характеристиках.

Подробнее о Премии читайте на сайте проекта.

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек