Санкт-Петербург и область, 30 ноя 2020, 14:13

Петербургские рестораны назвали «токсичным» активом

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Собственники коммерческих помещений, в которых ранее находились рестораны, предпочитают сдавать площади арендаторам другого профиля, отметил в ходе BestBreakfast руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Станислав Ступников. По его словам, в ряде случаев арендодатели в Петербурге рассматривают рестораны  как «токсичный» актив. Чтобы избавиться от таких постояльцев и «жить спокойно», собственники помещений нередко предпочитают вернуть полученный задаток и даже соглашаются на меньшую арендную плату.

Война с соседями

Опасения собственников коммерческой недвижимости во многом связаны с тем, что рестораны зачастую оказываются втянутыми в конфликты с жителями окрестных домов. Например, на улице Рубинштейна, одной из главных ресторанных локаций в городе, в прошлом году из-за конфликтов с жителями закрылось в общей сложности 17 баров, ресторанов и кафе. Конфликты с соседями не утихают и в этом году. В октябре этого года после иска жильцов к бару Commode (ООО Юпитер) Куйбышевский районный суд запретил собственнику помещения сдавать его в аренду предприятиям общепита. Летом аналогичные решения были вынесены в отношении баров «Биргик» и «Ортодокс».

«Многие опасаются жалоб от жильцов на деятельность заведения. Безусловно, в текущей ситуации собственники по понятным причинам стали в большей степени рассматривать арендаторов нересторанного профиля», — говорит руководитель Rusland SP Retail Александр Волков.

В пользу надежности

Впрочем, конфликты с жителями далеко не единственная причина настороженного отношения собственников помещений к рестораторам, уверена консультант отдела ритейла компании JLL в Петербурге Александра Камаева. По ее словам, арендодатели в большей степени обеспокоены экономическими перспективами ресторанной отрасли. «Общепит одна из самых пострадавших в период пандемии отраслей и оптимизация многих сетей оправдана. В текущей рыночной ситуации естественно, что будет закрыто больше ресторанов, чем открыто», — уверена Александра Камаева. По ее прогнозам, помещения после ресторанов могут быть арендованы продуктовыми сетями, непродовольственной розницей, аптеками, предприятиями сферы услуг. Как ранее сообщал РБК Петербург, с начала 2020 года было закрыто 480 ресторанов, а открылось новых только 165.

«В настоящее время самые желанные арендаторы — продуктовые магазины. Конечно, многие из них в пандемию пытались начать торговаться, однако далеко не у всех это получилось. Также собственники охотно ведут переговоры с алкомаркетами и сервисами доставки», — отмечает Александр Волков.

Временные трудности

Тем не менее некоторых игроков общепита собственники готовы рассматривать в качестве арендаторов, отмечает директор Maris в ассоциации с CBRE Борис Мошенский. «Нельзя однозначно говорить, что собственники не готовы рассматривать их как новых арендаторов. Ведь есть крупные рестораны, бренды, сетевые игроки, которые продолжали платить аренду и нашли способ адаптироваться под новые форматы рынка», — говорит эксперт.

Борис Мошенский уверен, что трудности рестораторов носят временный характер и будущем игроки общепита станут выгодными арендаторами помещений в сегменте стрит-ретейла. «Петербург продолжает оставаться крупным туристическим центром, в его бренд было вложено много сил и средств. Временно этому мешает пандемия, но рано или поздно туризм вернется на свои позиции. Рестораны — большая часть туристической индустрии, а питерские рестораны еще и гастрономический центр России», — подчеркивает эксперт.

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы