Инвестиционные итоги: проекты времен В.Матвиенко значительно изменились
Крупнейшие инфраструктурные проекты Северной столицы в 2011г. подверглись значительным изменениям. Причиной стали как экономические обстоятельства, так и смена губернатора города: Георгий Полтавченко пересмотрел многие амбициозные проекты времен Валентины Матвиенко. Западный скоростной диаметр На сегодняшний день ведется строительство 2 из 3 участков (Северного и Южного) магистрали, которая свяжет южную и северную окраину города. Строительство Центрального участка начнется в 2012г., его строительством а так же последующей эксплуатацией займется консорциум ООО "Магистраль Северной Столицы" во главе с ВТБ. Также в консорциум входят еще 5 компаний: Газпромбанк, GPB Infrastructure project Limited (Кипр, структура, связанная с Газпромбанком), а также строительные компании Mega Yapi Insaat ve Ticaret Ltd (Турция), итальянская Astaldi и турецкая IC. Сумма инвестиций в проект со стороны ВТБ оценивается в 120 млрд руб и срок реализации проекта сотавит 36 месяцев. При этом председатель правления ВТБ Андрей Костин заявил, что даже возможная вторая волна кризиса не помешает ВТБ довести этот проект до конца. Орловский тоннель Проект по созданию круглосуточной переправы через Неву был начат при В.Матвиенко. Планировалось, что тоннель соединит Смольную и Свердловскую набережную. Летом 2010г. правительство города подписало договор с ООО "Невская Концессионная Компания" договор на строительство. Летом этого года в присутствии главы правительства РФ Владимира Путина производитель проходческого комплекса немецкая компания "Херренкнехт" получила заказ на производство гигантского проходческого щита от НКК. Официальной датой начала строительства Орловского тоннеля называлась 16 сентября. К этому моменту в проект уже было вложено 5 млрд руб. Но с приходом к власти в Петербурге Г.Полтавченко были пересмотрены все инвестиционные проекты, от части из них было решено отказаться. В администрации отказ от проекта Орловского тоннеля мотивировали существенным удорожанием сметы. В декабре 2011г. глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов заявил, что сейчас идут консультации с инвестором по поводу снижения стоимости проекта, возможно какое-то решение будет принято в следующем году. При этом он отметил, что власти Петербурга не намерены отходить от первоначальной сметы в 48 млрд руб. Ново-Адмиралтейский мост Новый мост через Неву, который должен был соединить остров с Васильевским островом в створе 16-17-й и 18-19-й линий, предполагалось построить в 2013г. В конкурсе на строительство моста победило ЗАО "Пилон", предложив цену в 3 млрд 918 млн 627 тыс. руб. против первоначальной цены в 4 млрд 361 млн 784 тыс. руб. Реализация проекта застопорилась, когда 15 июля 2011г. городской суд Петербурга удовлетворил в полном объеме заявление о признании незаконным и недействующим постановления правительства города о планировке Ново-Адмиралтейского острова. В частности, незаконным признано решение о размещении подъездов к мосту, поскольку по градостроительному кодексу для принятия такого решения требовалось законодательно внести изменения в генплан города. Это не помешало строителям в сентябре начать судоходные испытания с установкой имитаторов опор моста. Однако из бюджета на 2012г. проект был исключен. Легкорельсовый трамвай В таком же "подвешенном" состоянии оказался и проект легкорельсового трамвая (ЛРТ). Линию планировалось провести от Московского вокзала до аэропорта Пулково за 16 млрд руб. Предполагалось, что уже в 2013г. пассажиропоток на линии составит около 60 млн человек. Однако после прихода Г.Полтавченко целесообразность проекта в таком виде была поставлена под сомнение, и в бюджете 2012г. на него средства не выделены. В октябре комитет по инвестициям говорил уже о возможности запуска укороченной линии ЛРТ от метро "Звездная" до Пулково, что вдвое дешевле первоначального варианта. В декабре А.Чичканов заявил журналистам, что решение о том, пойдет ли трамвай в Пулково, будет зависеть от решения ОАО "РЖД" по финансированию аэроэкспресса, который должен доставлять пассажиров в аэропорт от Балтийского вокзала. В то же время А.Чичканов отметил, что легкорельсовый трамвай на юге города будет запущен в любом случае и пройдет вдоль Пулковского шоссе, поскольку в связи с активным развитием городу не хватает общественного транспорта в данном направлении. В планы городского правительства уже включено строительство трамвайного депо в Шушарах и закупка современного подвижного состава. Стадион на Крестовском острове О строительстве нового стадиона для футбольного клуба "Зенит" было объявлено 25 октября 2004 года. Однако строительство началось только в 2007 году. Сроки сдачи арены в эксплуатации переносились несколько раз. С первоначальных 6,8 млрд руб на начало строительства смета выросла до 33 млрд руб. В администрации города и в комитете по строительству увеличение сметы объясняют тем,что пришлось вносить изменения в проект в связи с тем,что Петербург претендует на проведение полуфинала ЧМ-2018, который пройдет в России. В компании "Трансстрой" (генподрядчик строительства) заявили что строительство идет установленными темпами и передвижения сроков сдачи не предвидится. В ходе рабочей поездки вице-премьера Дмитрия Козака и губернатора Г.Полтавченко на стройплщадку нового стадиона было заявлено, что город может провести новый конкурс по привлечению другого генерального подрядчика. Это произойдет, если новая смета после корректировки проекта крыши (старый проект был отправлен на до работку, когда выяснилось,что крыша может не выдержать количество снега) стадиона превысит стоимость существующего госконтракта. Мариинский театр Проект строительства второй сцены Мариинского театра в 2011г. перешел на новую стадию. В результате конкурсов выбран строитель здания театра, а также интерьеров и инженерного наполнения. Оба конкурса выиграло ОАО "Метрострой", которое обязалось возвести фасады за 2 млрд руб. и создать "начинку" за ту же сумму. Общий объем инвестиций в данный проект составит порядка 19-20 млрд руб., хотя в 2003г. планировалось выделить всего 10 млрд руб. Проблемы возникли со строительством подземной части в условиях сложных грунтов и исторической застройки вокруг котлована. Открытие второй сцены Мариинского театра запланировано на конец 2012г. Набережная Европы Многофункциональный комплекс со звучным названием должен появиться на Петроградской стороне на территории между проспектом Добролюбова, набережной реки Малой Невы, переулком Талалихина и западной границей площади Академика Лихачева. Заказчиком выступает ООО "Петербург Сити". Управляющий проекта - ЗАО "ВТБ Девелопмент", финансирует работы ОАО "Банк ВТБ". Комплекс включает в себя элитную жилую недвижимость, офисные и торговые площади, пятизвездочную гостиницу, объекты социальной инфраструктуры. Одним из ключевых элементов проекта станет первая в Петербурге пешеходная набережная. Завершить строительство "Набережной Европы" планируется в 2017г. Осенью 2011г. был определен подрядчик для инженерной подготовки территории. Им стал консорциум ОАО "Метрострой" и ЗАО "Компакт". Сложность подготовки состоит в том, что на этой территории располагался НИИ "Прикладная химия", в результате деятельности которого почва оказалась заражена ядовитыми элементами. В обязанности подрядчика входит, в частности, снос зданий НИИ и реабилитация территории. В начале 2012г. планируется провести тендер по выбору генподрядчика для строительства комплекса.