Санкт-Петербург и область, 31 мар 2020, 18:02

Дневник кризиса: начало сокращений и «бесконечный март»

Читать в полной версии
Фото: Pixabay

РБК Петербург продолжает вести хронику жизни в условиях эпидемии глазами петербургских бизнесменов. В сегодняшних дневниковых записях предпринимателей — тяжелые переговоры с партнерами и вынужденные сокращения.


Виктория Шамликашвили, инвестор Indigo Hotel, генеральный директор туристической компании ITS:

«Мне кажется, что этот март бесконечен. Работы каждый день очень много, и вся она напоминает бег на месте. Сегодня, например, решали проблему вывоза очередного застрявшего клиента — ему надо в Москву из Лондона, а нужные рейсы из Москвы и в Москву отменили. Сегодня же, как и вчера, и на прошлой неделе, вели работу по снижению издержек. Она заключается в основном в рутинных непростых разговорах с нашими контрагентами и поставщиками. Кто-то нас просит об уступках и отсрочках, кого-то просим мы. Сегодня задумались, в частности, о том, что истекает срок договоров ДМС, заключенных нами для сотрудников в рамках соцпакетов, а в городе приостановлено все плановое медобслуживание. Значит, и страховые полисы должны быть пролонгированы на период карантинной паузы — мы так считаем и надеемся, что страховщик примет нашу позицию. Очень тяжелы и важны для отелей, как и для большей части бизнеса, переговоры по отсрочке выплат коммунальных платежей — тарифы по ним выросли в два с лишним раза за последние несколько лет, и в текущей ситуации полные платежи в срок непосильны. Пока никаких значимых шагов навстречу со стороны монополистов мы не увидели — как не увидели и действенной помощи города в этом вопросе (которая была продекларирована).

Ведем дружественные и взаимоуважительные переговоры с персоналом. Мы никого не сокращаем — ни в туристической компании, ни в отеле. Однако загрузка существенно сократилась, и, например, на доходах линейного персонала в отеле это сказалось. Мы договорились о том, что хотя вознаграждение сотрудников снизится параллельно снижению количества отработанных часов, оно не снизится ниже определенного достойного уровня. Вместе с тем, я знаю, что часть компаний туриндустрии уже отпустили людей в неоплачиваемый отпуск на шесть месяцев или просто уволили, не слишком это афишируя. Это очень плохой и опасный для всех процесс — люди, остающиеся без денег и социальной защиты, как они себя поведут?

В этой связи обсуждали сегодня с коллегами по отрасли опубликованный пакет мер регионального правительства по поддержке бизнеса. Соображений много, но главных, пожалуй, два. Во-первых, у региона недостаточно ресурсов, чтобы полноценно поддержать бизнес. И если петербургские компании основную часть налогов платят в федеральный бюджет, то почему бы региону не запросить у Федерации средства для поддержки петербургских компаний? Во-вторых, город решил в основном помогать компаниям, руководствуясь формальными критериями отнесения к малому бизнесу — под них не подпадает основная часть «белых» представителей туриндустрии — главных отраслевых налогоплательщиков. Получается, те, кто работает «в серую» и отпускает персонал без содержания, помощь получит, а те, на ком держатся бюджет и коллективы — нет. Мы уверены, что все законопослушные компании, относящиеся по ОКВЭД к списку отраслей, пострадавших из-за ограничений, введенных в связи с эпидемией коронавируса, должны получить сейчас поддержку государства — чтобы транслировать ее на своих работников.

Мое предложение — сформировать фонд оказания помощи пострадавшим отраслям. Такой фонд, работающий по предложенным нами правилам, позволил бы белому бизнесу прожить, с сохранением лица и персонала, от 4 до 6 месяцев — за это время, по прогнозам, кризис начнет заканчиваться».


Александр Батушанский, генеральный управляющий «Ресторанов Арама Мнацаканова»:

«У нас на сегодня все задачи направлены на одно — на сохранение бизнеса. Это заключается, с одной стороны, в сокращении текущих затрат, с другой — в попытках обеспечить хотя бы минимальные доходы. Например, мы смогли на время кризисного периода пересмотреть наши арендные отношения. Плюс стараемся экономить, где только можно, вплоть до экономии электричества.

Мы прикладываем усилия для сохранения команды. Например, наряду с другими предпринимателями мы стараемся обеспечить полную зарплату своим сотрудникам за март. Но, конечно, нам пришлось провести сокращение штата, прежде всего, в обеспечивающих подразделениях.

Сейчас мы также налаживаем доставку готовой еды, что требует больших организационных и маркетинговых усилий. Наши гости готовы поддержать нас в этом вопросе и активно заказывают еду на дом и «с собой» даже при таком режиме работы.

Основные опасения у меня связаны с тем, что федеральное правительство до сих пор не понимает всей остроты ситуации и не торопится принимать решительные меры по поддержке бизнеса, а у региональных властей слишком мало инструментов. В первую очередь, необходимо напрямую поддержать сотрудников, которые фактически лишились своих доходов. Хотя бы в объеме 60-70% от докризисного уровня. Это поможет тем же предпринимателям закрепить за людьми их рабочие места, но не переживать за эту расходную часть бизнеса. Следует понимать, что бизнес, как и большинство людей у нас живет «от зарплаты до зарплаты» без каких-либо накоплений.

Кроме того, необходимо обнулить минимум на три месяца, а лучше до конца года, все отчисления с заработных плат для отраслей, пострадавших от кризиса. Это позволит тем предприятиям, которые еще ведут хоть какую-то деятельность, платить зарплату. При этом для них же необходимо отменить все другие виды налогов: на имущество, на прибыль/доходы, на землю и т.д. Идеальным было бы снизить НДС до 10%. Также следует предоставлять беспроцентные кредиты на поддержание текущей деятельности. Хорошо было бы предоставить возможность не платить коммунальные расходы, а монополистов дофинансировать на этот размер выпадающих доходов. Также требуется поддержать и арендодателей, которые пошли на уступки и согласились отсрочить для контрагентов выплату арендной платы. Таким арендодателям можно предоставлять зеркальные отсрочки по выплатам кредитов без начислений пеней и штрафов, их также можно освободить от коммунальных платежей. 

Я думаю, что федеральные власти в конце концов примут все эти меры, о которых я сказал, но с отсрочкой в несколько месяцев, что может быть запоздалым и катастрофичным для экономики и социальной сферы».


О том, как петербургские рестораны обслуживают гостей на карантине, читайте в материале РБК Петербург

Подпишитесь на РБК Петербург в ВКонтакте, Facebook и Instagram

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику