Санкт-Петербург и область, 31 мар 2020, 17:56

Партнерство для уволенных: бизнес ждет всплеска спроса на франшизы

Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

Когда карантин закончится, почти все обнаружат себя обедневшими, а многие — безработными. В том числе под сокращения попадет немало топ-менеджеров компаний разных размеров и отраслевой принадлежности, как это было в 2008 и 2014 годах, дали прогноз участники public talk «Заработаем вместе?», проведенного РБК Петербург. Высвобождение экономически активных и грамотных людей в те кризисы подстегнуло спрос на франшизы. Сейчас, помимо франшиз, существуют другие формы рыночной кооперации больших брендов и частных предпринимателей либо малых компаний — например, экосистемы технологических корпораций и банков. Любые честные формы партнерства будут пользоваться спросом, поскольку помогут многим вернуться в бизнес, рассказали эксперты РБК Петербург.

К варежкам и натуральному хозяйству

С точки зрения социальных последствий, новый кризис будет не менее тяжелым, чем его предшественники, полагает директор по развитию франчайзинга «Сабвэй Россия» Андрей Попов. «Карантинные меры — это, в общем, катастрофа для многих видов бизнеса; не все компании, которые вынуждены прервать или ограничить работу, смогут потом восстановиться, и увольнения работников будут неизбежно происходить», — рассуждает Попов. В частности, для общепита тяжелым ударом стало закрытие фуд-кортов в торговых центрах. Часть предпринимателей, которым нужно будет адаптироваться к новым реалиям, выберут франчайзинг как способ заработка, полагает эксперт.

Андрей Попов («Сабвэй Россия») (Фото: РБК Петербург)

«В прошлые кризисы мы наблюдали рост спроса на франшизы, причём в основном покупателями были топ-менеджеры с профессиональным бэкграундом управленца. Думаю, то же самое повторится и в этом году», — считает Попов. По его словам, сегодня востребованы франшизы, связанные с медицинской диагностикой, услугами доставки и IT-франшизы. Интерес к такой бизнес-модели будет связан и с массовым переходом сотрудников компаний на удаленную работу. Люди привыкнут работать из дома, что стимулирует спрос на франшизы, способные обеспечивать доход самозанятым, пояснил свою точку зрения Андрей Попов. Например, не выходя из дома, можно будет вязать носки, заниматься оформлением домашнего декора, составлять букеты. Франшизы такого профиля существуют уже сейчас.

Помимо этого Андрей Попов советует обратить внимание на разного рода аграрные франшизы, позволяющие, например, эффективно выращивать овощи на садовом участке. «У нас много неосвоенной пахотной земли, я думаю, мы вернёмся туда. Не дай бог, конечно, но мне кажется, мы скоро перейдём к натуральному хозяйству, когда килограмм огурцов, выращенных на даче, будет приравниваться к десяти литрам бензина. О заработке не будет и речи — будем создавать продукты и обменивать их на то, что нужно», — пошутил он.

Время стартапов

Тезис о грядущем повышении спроса на партнерства с компаниями в IT-сегменте поддержал коммерческий директор компании FreshDoc (конструктор документов) Александр Тихоненков. Многие бизнесы подхватывают тренд на цифровизацию, что позволяет мелким игрокам встраиваться в уже созданные экосистемы крупных корпораций, пояснил Александр Тихоненков. «Экосистема — это система услуг, которая подвязывается к бренду, чтобы монетизировать базу клиентов. Например, такие крупные компании как МТС или Сбербанк, в какой-то момент понимают, что могут предоставлять не только услуги связи и банковские продукты», — говорит Тихоненков.

Александр Тихоненков (FreshDoc) (Фото: РБК Петербург )

Шанс мелких игроков встроиться в подобные системы во многом связан с тем, что крупные корпорации с обширными базами контактов и хорошей репутацией среди клиентов зачастую не имеют компетенции производить и продавать непрофильные для себя цифровые продукты. Такими компетенциями нередко обладают небольшие специализированные компании или стартапы. Они могут предложить услуги по созданию нужных сервисов для корпораций. «Сейчас, например, большинство крупных компаний имеют акселерационные программы для IT-стартапов и с их помощью проверяют свои гипотезы. Так, одной компании однажды было интересно проверить, будут ли продаваться конструкторы документов. Гипотеза подтвердилась и мы стали их партнёрами на долгосрочной основе», — делится опытом Александр Тихоненков.

Он посоветовал небольшим технологичным компаниям реагировать на то, «что сейчас болит у крупных корпораций, а болит у них сейчас во многих местах, и сильно». По его словам, большие компании оказались в непростой ситуации в связи с тем, что многие потребители сидят по домам, и их нужно обслуживать без посещения офисов. «Сейчас всплывает масса дефектов в организации работы (в том числе клиентской) корпорациями. Если вы предложите им решения, то станете любимым партнером», — обратился Тихоненков к предпринимателям.

«Яндекс» и сателлиты

Директор по маркетингу и развитию сетей АЗС «Фаэтон» и «АЭРО» Николай Королёв рассказал, что компания «Яндекс» приходит в новые отрасли бизнеса, и этим расширением активно пользуются региональные игроки. Так, «Фаэтон» и «АЭРО» подключены к сервису «Яндекс.Заправки». «Мы понимаем, что у «Яндекса» есть много направлений в бизнесе, которые пересекаются с нашим ключевым клиентом. А именно — водители «Яндекс.Такси» и пользователи «Яндекс.Навигатор» — это те люди, которые могут потреблять наши нефтепродукты». Во-первых, «Яндекс» рекомендует в названных приложениях заправляться на АЗС партнеров и оплачивать услугу через его приложение, не выходя из машины, поясняет Королёв. Во-вторых, у таксистов сервиса «Яндекс.Такси», которые пользуются сервисом «Яндекс.Заправки», нет необходимости платить комиссию за вывод денег со своего счёта. «Фаэтон» же в свою очередь платит «Яндексу» комиссию с клиентов, купивших топливо через приложение «Яндекс.Заправки».

Николай Королев (АЗС «Фаэтон» и «АЭРО») (Фото: РБК Петербург )

Таким образом, партнёрство с крупным игроком, по словам Николая Королёва, помогло «Фаэтону» получить больше клиентов — по его словам, каждый месяц объем онлайн-покупок бензина растёт на 10%. В связи с эпидемией, сервис, позволяющий заправляться не выходя из машины, становится особенно актуальным, добавил он.

Кооперативы для телекома

И, наконец, ещё один вариант совместного заработка, названный участниками public talk — кооперативы. Такой формат сотрудничества помогает компаниям сэкономить инвестиции и выйти на новые рынки, полагает генеральный директор телеком-оператора «Комфортел» Дмитрий Петров. Он высказал уверенность, что услуги связи, в разных формах, будут востребованы потребителями, сидящими дома. Потребуется кооперация телеком-операторов с другими отраслями по продвижению сервисов связи и смежных с ними IT-продуктов. «Нас рынок заставил пойти на кооперацию, по модели создания совместных предприятий, в том числе с застройщиками. У нас с ними есть совместные вложения в сервисы связи и разделение доходов», — рассказывает эксперт.

Дмитрий Петров («Комфортел») (Фото: РБК Петербург )

Впрочем, как заметил Николай Королёв, для желающих выжить в кризис «нет универсальной пилюли, о которой все мечтают». Выжить в кризисе смогут те предприниматели, которые попробуют разные варианты, чтобы в итоге найти способ подстроиться под текущую ситуацию: «В вашем бизнесе всегда адаптируйтесь, чтобы остаться в игре. Надо пахать, постоянно двигаться — вот это самая крутая схема», — резюмировал он.

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist