Санкт-Петербург и область, 31 июл 2013, 10:43

Средний класс добился от банкиров особого расположения

Времена, когда банки делили всех своих клиентов на две категории — «VIP» и «все остальные», уходят в прошлое. Все чаще и все активнее банки делают специальные предложения средней прослойке клиентов — высокооплачиваемых специалистов, собственников небольшого бизнеса или индивидуальных предпринимателей, не дотягивающих до категории VIP, но претендующих на более качественный сервис, нежели типичный представитель «обычной» клиентуры.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Времена, когда банки делили всех своих клиентов на две категории — «VIP» и «все остальные», уходят в прошлое. Все чаще и все активнее банки делают специальные предложения средней прослойке клиентов — высокооплачиваемых специалистов, собственников небольшого бизнеса или индивидуальных предпринимателей, не дотягивающих до категории VIP, но претендующих на более качественный сервис, нежели типичный представитель «обычной» клиентуры.

В разговорах между собой банкиры называют описываемую категорию клиентов «верхнемассовым сегментом» или, на заграничный манер — mass affluent. Оба определения подчеркивают, что подобных клиентов много (целая масса), гораздо больше, чем випов, но все же гораздо меньше, чем всех остальных. В описании предлагаемых продуктов и программ часто употребляется слово «премиум» и производные от него, что, в свою очередь, подчеркивает заявку на особый уровень сервиса.

Почему так?

Чем обусловлено повышенное внимание банкиров к «средней прослойке»? Во-первых, в условиях сокращения процентного дохода банки стараются компенсировать часть потерь за счет увеличения объема комиссионных операций. В частности, поэтому маркетинговые службы кредитных учреждений комбинируют разнообразные премиальные пакеты услуг, пользование которыми подразумевает абонентскую плату (ежемесячную или ежегодную), иногда довольно существенную.

Во-вторых, в условиях замедления роста рынка и усиления конкуренции банки начинают предпринимать действия для удержания наиболее продвинутой части своей клиентуры, заинтересованной в использовании широкого набора финансовых инструментов. «С развитием российской экономики таких клиентов становится все больше, увеличивается их опыт пользования банковскими продуктами, - говорит Мария Саенко, заместитель начальника управления пассивных и комиссионных операций ВТБ24. - Вместе с тем, они становятся более требовательными к уровню банковского сервиса, ожидая к себе более внимательного отношения – в сравнении с массовым сегментом».

Средняя прослойка клиентов генерирует значительную часть дохода банка — держит существенные остатки на счетах, получает крупные кредиты — ипотечные, автомобильные, потребительские, активно пользуется кредитными картами (при хорошей платежной дисциплине), платежными сервисами в удаленных каналах обслуживания и т. п.

«Банки заинтересованы в работе с этим сегментом, поскольку, как показывает практика, лояльность подобных клиентов достаточно сильна, они нацелены на долгосрочное сотрудничество и интересуются большим количеством банковских услуг», - подтверждает Ольга Гончарова, директор региональных продаж филиала «Санкт-Петербургский» Альфа-Банка.

Для кого это?

Единого подхода к представителям «верхнемассового сегмента» нет. Условия, позволяющие клиенту претендовать на премиальный уровень обслуживания, в каждом банке — свои. Чаще всего в качестве «отсечки» используется размер среднего остатка на счетах или совокупный размер средств, размещенных во вклады или инвестиционные продукты. Иногда никаких «квалификационных требований» нет — любой желающий, готовый заплатить за предложенный специальный пакет услуг, может рассчитывать на премиальный сервис. Из крупнейших участников рынка первый подход исповедует Сбербанк, второй — ВТБ24. Так, на специальный формат обслуживания «Сбербанк Премьер» можно претендовать при выполнении хотя бы одного из условий: среднемесячный размер зачислений на зарплатную карту за последние полгода составляет от 100 до 200 тыс. рублей или же совокупный объем размещенных во вклады средств превышает 700 тыс. рублей. В свою очередь, стоимость пакета услуг «Приоритет» от ВТБ24 составляет 10 тыс. рублей в год, и клиент, оформивший его, получает доступ сразу ко всем продуктам, сервисам и преимуществам, входящим в состав пакета без каких-либо дополнительных условий. При этом, оговаривается Мария Саенко, пакет «Приоритет» рассчитан в первую очередь на клиентов с уровнем дохода не менее 80 тыс. рублей в Москве и не менее 60 тыс. рублей в регионах. Очень часто комиссия и и «квалификационные отсечки» комбинируются. Например, если оборот по счету (вариант — объем платежей по карте и/или операций по системе интернет-банк) не опускается ниже определенного уровня, пакет премиальных услуг клиенту ничего не стоит, если оговоренные условия не выполняется — взимается плата. «Пакетные предложения - высоковостребованные продукты. По нашим оценкам, не менее 70% клиентов заинтересованы в том, чтобы банк предоставлял им как минимум два продукта, не взимая при этом оплату обслуживания», - рассуждает Александр Конышков, директор регионального центра «Северо-Западный» ЗАО «Райффайзенбанк». По мнению эксперта, важно не только обеспечить клиента каким-то продуктом или услугой, а предложить ему инструменты долгосрочного сотрудничества. «Этот подход выгоден как клиенту, так и банку: сейчас порядка 2/3 наших комиссионных доходов от розничных продуктов приходится именно на основное банковское обслуживание», - говорит Александр Конышков.

Что дает?

Перечень преимуществ, которые получает премиальный клиент довольно серьезно разнится от банка к банку, но основной «костяк» можно выделить. Все преимущества делятся на две категории: продуктовые и сервисные. К продуктовым преимуществам относятся, в первую очередь, более выгодные по сравнению с «обычными клиентами» процентные ставки — повышенные по депозитам и пониженные по кредитам, а также увеличенные лимиты по широкому спектру операций (кредитование, снятие наличных и т.д.). Одной из отличительных особенностей премиальных пакетов может также являться наличие специальных предложений по инвестиционным продуктам, включая вложения в ценные бумаги и драгоценные металлы, а также накопительное страхование. Сервисные преимущества специальных форматов обслуживания для представителей «средней прослойки» довольно разнообразны, но чаще подразумевается закрепление за клиентом персонального менеджера, который решает вопросы по всем видам банковских операций и специальная выделенная линия в контакт-центре банка с минимальным временем дозвона. Некоторые банки идут дальше и организуют специально выделенные зоны в рамках стандартного отделения или же открывают специальные офисы для клиентов из категории «выше среднего». Если же клиент попал в отделение, где специальной зоны нет, ему гарантируется обслуживание вне очереди. В пакет могут входить и небанковские услуги, например, консъерж-сервис (заказ билетов, доставка цветов, бронирование гостиниц и т. п.) или юридическая консультация.

КОММЕНТАРИЙ:

Марина Гориловская, директор дирекции розничного бизнеса Банка «Санкт-Петербург»

Банки активно продвигают специальные форматы обслуживания для клиентов из сектора mass affluent. Как вы считаете, с чем это связано?

Выделение банками клиентов mass affluent в отдельную категорию вызвано необходимостью адресного общения с указанным сегментом. Несомненно, лояльность клиентов имеет первостепенное значение и в целях развития данного направления Банк «Санкт-Петербург» в прошлом году запустил специальную программу обслуживания для состоятельных клиентов, уже получившую их высокую оценку.

В чем может выражаться особый формат обслуживания клиентов категории mass affluent?

На сегодняшний день банки, работающие с клиентами категории mass affluent, идут по пути оборудования специальных комфортных зон обслуживания, персонального общения с клиентами посредством введения института «персональных менеджеров» и создания продуктовых пакетов, подразумевающих определенные ценовые или сервисные преференции.

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом