S&P: Потребности в рефинансировании негативно влияют на кредитоспособность региональных органов власти РФ.
Риски рефинансирования, которым подвергаются региональные и местные органы власти (РМОВ) России, будут усиливаться по меньшей мере в ближайшие два года. Такое мнение высказано в опубликованном сегодня отчете международного рейтингового агентства Standard & Poors. Как отметил кредитный аналитик S&P Феликс Эйгель, это происходит вследствие экономического кризиса и обусловленных им устойчиво низких бюджетных показателей, а также узости внутреннего рынка капитала, неспособного обеспечить потребности общественного сектора в долгосрочных заимствованиях. "Риски рефинансирования, по существу, стали одним из основных факторов, определявших рейтинговые действия по российским РМОВ на протяжении последних 18 месяцев, и, с нашей точки зрения, останутся существенным рейтинговым фактором в ближайшие два года", - добавил он.
Проблемы рефинансирования, встающие перед российскими РМОВ, не являются чем-то уникальным. Европейские РМОВ исторически имеют более высокие потребности в рефинансировании, рассчитываемые как разница между их операционным профицитом и краткосрочным долгом, но они лучше управляют своими бюджетами и имеют хороший доступ к рынкам капитала. Однако для России характерны более низкие стандарты управления и менее развитый внутренний рынок капитала. Более того, поскольку Бюджетный кодекс фактически запрещает субъектам РФ осуществлять заимствования в иностранной валюте, способность российских РМОВ привлекать долгосрочные кредитные ресурсы фактически зависит от настроений нескольких игроков внутреннего рынка.
Впервые российские РМОВ столкнулись с проблемами рефинансирования в IV квартале 2008г., когда негативные настроения рынка стали причиной резкого роста стоимости заимствований на российском рынке капитала. Некоторые российские РМОВ, собиравшиеся в тот период пролонгировать свои обязательства ввиду наступления сроков погашения, были вынуждены мобилизовать свои внутренние ресурсы или обратиться за дополнительной помощью к федеральному правительству. Когда же к финансовому кризису добавились экономические проблемы, финансовые показатели ухудшились, а резервы сократились, риски рефинансирования затронули уже весь сектор общественных финансов России.
Растущее несоответствие между бюджетными доходами и расходами привело к быстрому накоплению долга. Кроме того, из-за узости внутреннего рынка капитала в структуре долга российских РМОВ повышается доля краткосрочного долга (подлежащего погашению в ближайшие 12 месяцев). Поскольку оживление экономики в ближайшие два года будет, по-видимому, достаточно вялым, а спрос на более качественные общественные услуги останется высоким, можно предположить, что это по-прежнему будет приводить к непрерывному аккумулированию долга. По оценкам S&P, к концу 2011г. объем краткосрочного субфедерального долга достигнет 400 млрд руб., то есть практически удвоится по сравнению с уровнем 2008г.
"С нашей точки зрения, риски рефинансирования могли бы быть и выше, если бы федеральное правительство не вмешалось и не предоставило российским регионам значительную финансовую помощь в форме дополнительных субсидий и льготного кредитования", - подчеркнул Ф.Эйгель. Предполагается, что к концу 2010г. порядка 25% субфедерального долга составят обязательства регионов перед федеральным правительством.
"Поскольку мы полагаем, что финансовые показатели РМОВ будут низкими, а рыночные условия тяжелыми, динамика уровня рисков рефинансирования в российском секторе РМОВ после 2010г. будет во многом зависеть от желания и способности российского федерального правительства продолжать свою программу дополнительной финансовой поддержки регионов", - заключил Ф.Эйгель.