Санкт-Петербург и область, 13 июл 2010, 12:27

КС РФ признал неконституционным использование российских цен при установлении ответственности за контрабанду.

Читать в полной версии

Конституционный суд (КС) РФ сегодня постановил признать ч.1 ст.188 УК РФ, а также ч.1 ст.16.2 и ч.2 ст.27.11 КоАП РФ в их взаимосвязи не соответствующими Конституции России, передает корреспондент РБК. Указанные нормы позволяют привлекать к ответственности, оценивая стоимость товаров, ввозимых в Россию, не по тем ценам, по которым они были приобретены, а по рыночным ценам на аналогичные товары в РФ. Вместе с тем, стоимость товаров в стране приобретения может существенно отличаться от российской. Таким образом возникает возможность привлечь человека к ответственности за нарушение таможенных правил, даже если он не превысил разрешенную к ввозу стоимость товаров и может подтвердить это чеками или другими документами.

КС РФ указал, что в результате действия этих норм человек лишается возможности предвидеть правовые последствия своих действий, так как не должен и не может знать, по какой цене товар продается в России. Кроме того, согласно оспоренным нормам, при установлении тяжести правонарушения правоохранительные органы исходят из всей стоимости незадекларированного товара, включая и ту его часть, которую можно ввозить в РФ без декларирования. По мнению судей, это приводит к нарушению принципов справедливости и равенства и позволяет незаконно привлекать к уголовной ответственности людей, которые совершили административное правонарушение.

Постановлением КС РФ не соответствующей Конституции России также признана ч.4 ст.4.5 КоАП РФ. Это положение определяет, что в тех случаях, когда человек совершил административный проступок и был привлечен к уголовной ответственности, а затем дело было прекращено либо в его возбуждении было отказано, срок давности за его административное правонарушение начинает исчисляться не с момента совершения правонарушения, а с момента прекращения уголовного дела. Судьи пояснили, что уголовное производство может приостанавливаться, а сроки расследования могут неоднократно продлеваться. В результате давность привлечения к административной ответственности, которая не должна превышать 1 год, по факту становится даже больше давности привлечения к уголовной ответственности. Выявив неконституционность данной нормы, КС РФ указал, что давность привлечения к административной ответственности должна исчисляться со дня совершения правонарушения.

Судьи указали, что до регулирования данных вопросов федеральным законодательством сотрудники таможенных органов в своей деятельности должны руководствоваться данным постановлением КС РФ. Дела заявителей, обратившихся в суд, подлежат пересмотру.

Напомним, с жалобами в КС РФ обратились пять человек, которые ранее привлекались к уголовной ответственности за контрабанду в крупном размере - на суммы свыше 250 тыс. руб. В настоящее время такого рода уголовные дела подлежат прекращению или пересмотру, так как в апреле 2010г. была смягчена ответственность по этой статье Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которой крупным размером контрабанды сейчас считается незаконный ввоз продукции на сумму от 1,5 млн руб.

Ввоз на территорию России товаров на сумму свыше 65 тыс. руб. без указания этого в таможенной декларации считается административным правонарушением и наказывается штрафом, размер которого может составлять от половины до двукратной стоимости ввезенной продукции. За ввоз в Россию незадекларированных товаров в крупном размере, стоимость которых превышает 250 тыс. руб., на момент возбуждения уголовных дел в отношении заявителей устанавливалась уголовная ответственность за контрабанду. При этом стоимость товаров определяется на основании государственно регулируемых цен или на основании их рыночной стоимости. При необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

Как указано в жалобах заявителей, оспариваемые нормы порождают неопределенность при установлении стоимости ввозимых товаров и ведут к произволу при определении размера штрафа либо при квалификации возбужденного уголовного дела. Они также лишают возможности в разумных пределах предвидеть последствия собственных действий, поскольку не позволяют достоверно оценить стоимость ввозимых товаров.

Обратившиеся в КС РФ полагают, что размер штрафа за подобные административные правонарушения надо определять исходя не из стоимости всего ввозимого товара, а лишь из стоимости той его части, которая превышает разрешенные к ввозу без письменного декларирования товары.

Также, по их мнению, неправомерно проводить экспертизу рыночной стоимости ввезенных товаров по ценам субъекта РФ без учета рыночных цен той страны, откуда ввозятся товары. Тем более, если есть документы, подтверждающие, по какой цене эти товары были приобретены. Люди, покупающие за границей продукцию, при определении их таможенной стоимости ориентируются на цену покупки, в том числе совершенной в период скидок и распродаж.

Кроме того, заявители указывали на то, что их права нарушает и исчисление срока давности привлечения к административной ответственности. Срок давности исчисляется не с момента совершения ими административного правонарушения, а с момента прекращения их уголовного дела или с момента принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров