Санкт-Петербург и область, 13 июл 2010, 13:23

КС РФ признал закон Краснодарского края о требованиях к перевозчикам ограничивающим права предпринимателей.

Читать в полной версии

Конституционный суд (КС) РФ признал не соответствующими Конституции России ст.6 и ст.7 регионального закона "Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае". По мнению судей, установленные оспоренными нормами условия допуска к предпринимательской деятельности в сфере транспорта ограничивают права и свободы бизнесменов и не вытекают из федерального законодательства о безопасности дорожного движения. Кроме того, обеспечение безопасности движения не может являться единственным критерием, на основании которого принимаются решения о допуске перевозчиков на рынок транспортных услуг. Сформулированные в указанных нормах критерии выдачи удостоверения соответствия "размыты и оставляют простор для усмотрения (произвола) местным органам власти", установили в КС РФ. Таким образом, по мнению судей КС РФ, соискатель данного документа должен соответствовать не только требованиям федерального законодательства и законодательства субъекта РФ, но и субъективным представлениям членов комиссии органов местного самоуправления, принимающих решение о выдаче этих удостоверений.

Вместе с тем суд отметил, что принятое им сегодня постановление не ставит под сомнение право субъекта РФ законодательно регулировать транспортное обслуживание населения, если при этом соблюдаются равные условия для участников рынка и требования федеральных законов.

Напомним, оспоренные положения закона Карснодарского края обязывают региональных перевозчиков иметь удостоверение соответствия, а водителей таксомоторов - карточку соответствия и талон культуры обслуживания пассажиров. Удостоверение и карточку соответствия выдают органы местного самоуправления при предоставлении документа, подтверждающего наличие у перевозчика производственно-технической, кадровой и нормативно-методической баз. Также необходимо предоставить документ, подтверждающий, что медицинский работник, проводящий осмотр водителей, прошел специальное обучение. Кроме того, нормы предусматривают прохождение водителями стажировки и обучения.

Обратившиеся в КС РФ ранее были привлечены к административной ответственности за отсутствие указанных документов. Суды, куда обращались заявители, разрешали их дела по-разному. В ряде случаев производство по делу было прекращено, поскольку в протоколах не было указано, какие именно документы отсутствовали у водителей такси и какие нормативно-правовые акты обязывают водителей такси иметь такие документы. Другие заявители были признаны виновными в совершении административного правонарушения.

Прокурор Краснодарского края оспаривал отдельные нормы этого закона в краевом суде, однако ему было отказано. Верховный суд РФ оставил решение Краснодарского суда без изменения.

По мнению заявителей, указанные нормы приводят к дискриминации предпринимателей Краснодарского края, так как ставят их в неравные условия с жителями других субъектов РФ, в которых подобные требования не установлены. В регионе ограничена возможность заниматься предпринимательством, так как людей вынуждают получать платный пакет разрешительных документов, не предусмотренных федеральным законодательством. Обратившиеся в КС РФ настаивают на том, что регламентация общественных отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, возможна только федеральными законами.

Перевозчики также указывают на отсутствие ясности в оспариваемых нормах, что приводит к произволу в их применении. В частности, по их мнению, в законе Краснодарского края отсутствует перечень документов, которые необходимо предоставить для получения удостоверения соответствия, а также не урегулирован вопрос, связанный с оплатой услуг уполномоченного органа местного самоуправления по выдаче указанных документов.

Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу