Новый угольный порт на Баренцевом море может быть построен во второй половине 2014г.
Первая очередь нового порта на Баренцевом море для экспорта угля будет построена и заработает во второй половине 2014г. Как сообщил в ходе интервью Reuters глава ФГУП "Росморпорт" (один из кураторов проекта) Игорь Русу, власти уже решили этот вопрос. "Завершение проектных и подготовительных работ планируется до 2012г., в 2012г. - начало строительства", - сказал он.
Глава компании ООО "Морской торговый порт "Лавна" (МТП "Лавна", занимается строительством угольного порта) Сергей Кропотов в свою очередь сообщил, что из нового порта можно будет отправлять до 18 млн т твердого топлива в год. "На сегодня у МТП "Лавна" вся разрешительная документация на строительство порта готова. Первая очередь у нас 6 млн т, вторая - еще 6 млн, и третья - еще 6", - сообщил С.Кропотов, добавив, что в "Лавне" есть резервная площадка еще на 18 млн т угля.
По словам С.Кропотова, экспортировать уголь из нового порта станут ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" и ЗАО "Холдинговая компания "Сибирский деловой союз". Направления поставок могут быть различными, в том числе - в Европу, Канаду и Америку. С.Кропотов говорит, что новый терминал на западном берегу Кольского залива обойдется в сумму от 300 до 500 млн долл., но строить порт "Лавна" начнут после того, как государство решит, когда к новой площадке будет подведена железная дорога. "Терминал в Лавне по сравнению со всеми северо-западными портами России и бывшего СССР позволит экономить на отправке от 2 до 4 долл. на тонне угля", - отмечает он.
Напомним, что в Мурманске планируется создать особую экономическую зону портового типа (ПОЭЗ). На первом этапе в ПОЭЗ войдут угольный и нефтяной терминалы на западном берегу Кольского залива, в устье р.Лавна и рыбопромышленный терминал, на втором - контейнерный терминал на восточном берегу Кольского залива и Мурманский логистический центр, на третьем - резервные территории под перевалку контейнеров в районе р.Кулонга.
В число потенциальных резидентов ПОЭЗ в Мурманской области включены ЗАО "Синтез-Петролеум", которая построит нефтяной терминал, ОАО "Управляющая компания "Мурманский транспортный узел" (контейнерный терминал), ООО "Морской торговый порт "Лавна" (угольный терминал), ОАО "Мурманский морской рыбный порт" и ОАО "Мурманский судоремонтный завод морского флота". При этом, возможно, что УК "Мурманский транспортный узел" будет привлечена в качестве управляющей компании по управлению ПОЭЗ. Также планируется построить железную дорогу от ст.Выходной до ст.Лавна и далее к портовым терминалам.
Общий грузооборот Мурманского транспортного узла на 2015г. прогнозируется в объеме 62 млн т, на 2020г. - 90 млн т.
Распоряжение о реализации проекта развития Мурманского транспортного узла глава правительства РФ Владимир Путин подписал в декабре 2008г. в целях создания круглогодично действующего глубоководного морского хаба - центра по переработке контейнерных и нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор "Север-Юг".
Учредителями ОАО "Управляющая компания "Мурманский транспортный узел" (УК "МТУ") выступили администрация Мурманской области, ОАО "Мурманский морской торговый порт", ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), ОАО "Роснефть", ФГУП "Росморпорт". УК создана для разработки и реализации стратегии развития Мурманского транспортного узла. ОАО "Мурманский морской торговый порт" владеет 40% акций УК "МТУ", ОАО "Российские железные дороги" - 25%, ОАО "Роснефть" - 15%, ФГУП "Росморпорт" - 15%, администрации Мурманской области - 5%.