Fitch присвоило "негативный" прогноз по рейтингу "Совкомфлота" BBB-, исключив его из Rating Watch.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings исключило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) ОАО "Современный коммерческий флот" ("Совкомфлот") из списка Rating Watch "Негативный", присвоило "негативный" прогноз по рейтингу и подтвердило рейтинг на уровне BBB-. Об этом говорится в сообщении агентства. Также Fitch исключило из списка Rating Watch "Негативный" рейтинг приоритетных необеспеченных облигаций SCF Capital Limited, которые имеют гарантию от "Совкомфлота", и подтвердило рейтинг облигаций на уровне BBB-.
"Негативный" прогноз отражает ухудшение текущих самостоятельных показателей кредитоспособности "Совкомфлота" и неопределенность относительно способности компании улучшить свои финансовые позиции до уровня, соответствующего рейтингу BB+ на самостоятельной основе. Кроме того, прогноз учитывает неблагоприятные условия в отрасли танкерных перевозок.
Подтверждение рейтинга обусловлено предположением Fitch о том, что "Совкомфлот" сумеет существенно сократить левередж в течение следующих трех лет с уменьшением показателя скорректированного чистого левереджа по FFO (денежным средствам от операционной деятельности) до уровня ниже 4,0x к 2013г. В то же время такое сокращение будет в большой степени зависеть от поступлений, полученных в результате планируемого IPO, от объема средств, которые будут реинвестированы в компанию, и от сроков проведения IPO. Если "Совкомфлоту" не удастся рекапитализировать свой баланс, Fitch ожидает существенного сокращения масштабной программы капвложений компании в целях улучшения кредитоспособности.
Дополнительное давление на финансовые показатели "Совкомфлота" оказывается со стороны слабой конъюнктуры в отрасли танкерных перевозок, для которой характерны избыток предложения, низкие тарифы на грузовые перевозки и высокие затраты на бункеровку. Fitch не ожидает улучшения ситуации в отрасли до 2013г.
Рейтинг "Совкомфлота" BBB- по-прежнему на один уровень превышает оценку кредитоспособности компании на самостоятельной основе за счет фактора поддержки от материнской структуры. Компания находится в 100-процентной собственности Российской Федерации, и Fitch рассматривает стратегические и операционные связи между группой и государством как относительно сильные. Потенциальные поступления от IPO должны подкрепить превышение рейтингом компании ее самостоятельной кредитоспособности на один уровень с учетом господдержки.
В 2010 финансовом году скорректированный чистый левередж по FFO увеличился до 5,8x, и Fitch ожидает, что этот показатель останется на уровне выше 5,5x в 2011г. ввиду сохраняющихся сложностей в отрасли и значительных капитальных вложений. Агентство полагает, что "Совкомфлот" продолжит быть в высокой степени капиталоемкой компанией в среднесрочной перспективе. В то время как Fitch отмечает стратегию "Совкомфлота" по приобретению судов в периоды более низких цен и по развитию более прибыльного и стабильного бизнеса по СПГ и оффшорного бизнеса, повышение капиталовложений, в особенности в контексте сохранения слабой отраслевой динамики, не позволяет генерировать существенный положительный свободный денежный поток, как ранее прогнозировалось агентством.
Как следствие, успешное проведение IPO будет ключевым для улучшения баланса компании. Президентский указ, подписанный в июле 2011г., позволяет "Совкомфлоту" осуществить выпуск новых акций при условии сохранения правительством РФ доли в 75% плюс 1 акция. "Совкомфлот" может получить 100% поступлений от IPO. С учетом фундаментальной необходимости осуществить рекапитализацию бизнеса при текущем уровне рейтинга, чтобы поддержать стратегию роста у компании, которая, по мнению Fitch, соответствует Энергетической стратегии России, поступления от IPO включены в прогнозы Fitch. В то же время, если государство не будет готово поделиться с компанией, как минимум, большой долей поступлений, это отрицательно скажется на оценке Fitch государственной поддержки и может привести к понижению рейтинга.
Ранее в рейтинге была учтена сбалансированная стратегия компании по услугам фрахтования: около 60% доходов в тайм-чартерном эквиваленте приходится на срочные договора о фрахтовании. Fitch отмечает, что в ситуации низких фрахтовых ставок имеется некоторая неопределенность в отношении способности "Совкомфлота" по привлекательным ценам продлевать контракты (главным образом по танкерным перевозкам нефти и нефтепродуктов) по мере истечения их сроков. В тех случаях когда "Совкомфлот" не может продлить договоры о фрахтовании на благоприятных условиях, он в большей мере полагается на спотовый рынок. Данный момент сглаживается стратегией "Совкомфлота" по переносу акцента инвестиций с перевозок сырой нефти и нефтепродуктов на проекты по оффшорному бизнесу и СПГ к 2016г., что должно позволить компании иметь более высокую прогнозируемость выручки и получать более стабильные доходы в более долгосрочной перспективе.
Кредитный рейтинг "Совкомфлота" на самостоятельной основе продолжает отражать его сильные позиции в рамках фрагментированной мировой отрасли танкерных перевозок, хорошую структуру бизнеса, высокое качество активов, хорошую ликвидность и важную роль для экспорта российских нефти и газа. "Совкомфлот" имеет ведущие рыночные позиции в определенных сегментах отрасли (танкеров ледового класса, арктических танкеров-челноков, танкеров-продуктовозов и танкеров типа "Афрамакс"). Благоприятным моментом в отношении компании является наличие у нее крупного, современного и диверсифицированного флота, позволяющего предлагать широкий спектр услуг по морской транспортировке энергоносителей для высококачественной клиентской базы. Маржа "Совкомфлота" рассматривается как хорошая для компании отрасли, которая владеет основной частью своих судов. Отношение кредитов к стоимости активов у "Совкомфлота" является сильным на уровне 51%, а необремененные активы - значительными на уровне 1,5 млрд долл.
Fitch рассматривает ликвидность у "Совкомфлота" как адекватную. Ликвидность поддерживается денежными средствами в размере 319 млн долл. (45 млн долл. являются ограниченными в использовании) и доступными неиспользованными безотзывными кредитными линиями в размере 651 млн долл. (по состоянию на 30 июня 2011г.). В то время как ожидается, что часть обязательной программы капиталовложений компании будет финансироваться за счет избыточной ликвидности, ликвидность "Совкомфлота" благоприятно смотрится в сравнении с краткосрочным долгом в 266 млн долл.
Эмитент подал апелляцию в соответствии с политикой Fitch и предоставил агентству дополнительную информацию, в результате чего данное рейтинговое действие отличается от первоначального решения рейтингового комитета.