Санкт-Петербург и область, 20 дек 2011, 13:00

КС подтвердил детские авиальготы, но обязал законодателя решить вопрос с компенсациями авиакомпаниям.

Читать в полной версии

Конституционный суд подтвердил право детей на льготные перелеты, но обязал законодателя разработать механизм компенсации затрат авиакомпаний. Статья Воздушного кодекса РФ, предусматривающая порядок льготных перелетов (п.2.3 ст.106), признана соответствующей Конституции РФ.

Однако суд отметил, что "установление льгот при перевозке детей связано с вторжением государства в право собственности и свободы предпринимательской деятельности". Регулирование отношений в этой сфере не должно приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав воздушных переводчиков. При этом судьи обратили внимание на отсутствие в законодательстве пояснения, является ли льготный проезд детей льготой или же скидкой. В первом случае, компенсация затрат авиаперевозчиков должна лечь на государство, поскольку авиакомпания выполняет функцию государства по предоставлению льготы.

Если же признать перелеты детей скидочными, то государство в таких случаях не должно восполнять издержки авиаперевозчиков. В этом случае, по словам судьи Владимира Ярославцева, понесенные убытки могут войти в понятие "иных расходов", которые учитываются при формировании тарифов. Но это неизбежно приведет к резкому росту цен на авиаперевозки.

Таким образом, чтобы соблюсти конституционный баланс интересов пассажиров и перевозчиков, суд обязал федерального законодателя восполнить правовые пробелы и разработать механизм компенсации затрат на льготный провоз детей от 2 до 12 лет.

Отметим, общие правила воздушных перевозок пассажиров, утвержденные Минтрансом РФ, уточняя указанную статью, обязывают авиакомпании устанавливать 50-процентную скидку от установленного тарифа на перевозку детей на всех авиарейсах. Ранее ЗАО "Авиационная компания "Полет", ОАО "Авиакомпания "Сибирь" и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" оспорили эту норму. Компании обратились в суд с заявлением о том, что установить льготы их обязал правовой акт Минтранса на основании прямого указания закона. По мнению компаний, в таких случаях, согласно Гражданскому кодексу РФ, понесенные транспортной организацией расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Арбитражный суд Москвы и апелляционный суд иски авиакомпаний отклонили. Суды пришли к выводу о том, что право пассажира перевозить детей в соответствии с льготным тарифом - не льгота, а платная услуга, оказываемая перевозчиком. Эта услуга устанавливается исключительно самим перевозчиком, не является социальным обязательством, возложенным государством на воздушных перевозчиков, поэтому государство не должно возмещать соответствующие расходы.

После этого компании обратились в Конституционный суд с заявлением о том, что, возлагая на авиаперевозчиков меры по социальной поддержке пассажиров, оспариваемая норма необоснованно перекладывает на предпринимателей социальные обязательства государства. По мнению компаний, это нарушает гарантированный конституцией запрет принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без какого-либо возмещения и противоречит конституционным принципам свободы равенства, охраны права частной собственности и свободы предпринимательской деятельности.

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов