А.Кудрин: У России есть потенциал выделять дополнительно до 5% ВВП на инфраструктуру.
У России есть потенциал выделять ежегодно до 5% от ВВП дополнительных средств на развитие инфраструктуры, не увеличивая при этом расходы бюджета, однако популистская политика властей мешает это сделать. С таким мнением выступил бывший министр финансов Алексей Кудрин на "круглом столе" "Экономика Азиатско-Тихоокеанского региона: вызовы и возможности" в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Комментируя состояние инфраструктуры в России, А.Кудрин отметил, что строительство дорог в России необходимо увеличить как минимум в 4 раза. "Мы просто отстаем катастрофически от средств инфраструктуры. Проблема - популизм действий властей", - отметил он, добавив, что ему в бытность министром финансов эту проблему преодолеть не удалось.
В частности, пояснил экс-министр, если не решать пенсионную проблему с учетом сложившейся тяжелой демографической ситуации, то 2% ВВП, которые "съедает" дефицит Пенсионного фонда, довольно быстро превратится уже в 3% ВВП.
Другой фактор - патерналистская политика по отношению к отдельным видам бизнеса и отраслей. "Мы очень много тратим на субсидии предприятиям. Неимоверно много - на 2-3% ВВП. Их можно сократить и направить эти средства на инфраструктуру", - считает А.Кудрин. По мнению министра, эти и пенсионные деньги - это как минимум 5% от ВВП, которые в рамках бюджета можно перераспределить на развитие инфраструктуры.
В свою очередь, другой участник "круглого стола", владелец группы "Сумма" Зиявудин Магомедов высказал мнение, что именно неразвитость инфраструктуры является основной проблемной точкой роста экономики России. По его словам, рост ВВП в 3-4% является ничтожным, поскольку наша страна является развивающейся, а значит, ей необходим рост в 8-9% ВВП ежегодно. Частично проблему можно решить за счет развития железной дороги, где сейчас количество так называемых "узких мест" составляет 7 тыс. км, частично - за счет большего вложения средств в строительство дорог. При этом одним из важных элементов З.Магомедов видит практику государственно-частного партнерства (ГЧП). "Участие частного бизнеса просто необходимо, иначе это будут запредельные затраты, иначе это будет долго", - пояснил он.
Говоря о конкретных направлениях, З.Магомедов отметил: "Если в Европу у нас есть окно российских портов, то в АТР пока - только маленькая форточка". Так, у России есть протяженная граница и значительный торговый оборот с Китаем, однако с другими странами региона сотрудничество только налаживается. "Необходимо расширять сотрудничество с другими странами региона, развивая Дальний Восток и, в особенности, его транспортную составляющую", - отметил он, добавив, что "Сумма" будет инвестировать средства в развитие Владивостокского порта и развитие его железнодорожного сообщения с другими регионами России.
Иностранные участники "круглого стола" - глава Alcoa Клаус Кляйнфилд и главный исполнительный директор HuyndaiEnergy & Resources Бон Джин Янг - также согласились с тем, что у России существует огромный потенциал, однако для его реализации необходимо развитие инфраструктуры и дорожного строительства.
Напомним, что в этом году Россия председательствует в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС). Ключевым рабочим органом форума является Деловой консультативный совет, который сейчас возглавляет З.Магомедов. По окончании "круглого стола" он сообщил, что на сессии Делового консультативного совета, которая состоится в середине июля 2012г. во Вьетнаме, будут согласованы рекомендации лидерам экономик АТЭС. Ожидается, что в основу рекомендаций лягут инициативы российского делового сообщества. Также он отметил, что в письма лидерам экономик АТЭС войдут предложения в сфере зеленого строительства, подразумевающие разработку новых экологических стандартов в России и других странах АТЭС.