РОМИР: Две трети россиян ничего не предпринимают для защиты от кризиса, причем половине из них нечего спасать.
Две трети россиян (77%) заявляют, что ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса и его последствий. Такие данные были получены в ходе опроса исследовательским холдингом РОМИР. Причем более половины из них признаются, что им просто нечего спасать.
В исследовании отмечается, что более половины (56%) россиян полагают, что второй волны экономического кризиса не миновать. При этом только 23% опрошенных заявили, что они уже предпринимают какие-то действия, чтобы к нему подготовиться. Три основных способа, практикуемые россиянами, - это сбережения, в том числе в иностранной валюте (9%), покупка продуктов впрок (5%) и "инвестиции" в дорогостоящие товары длительного пользования (5%).
Покупка валюты наиболее популярна у граждан с высоким уровнем семейного дохода, жителей Северо-Западного и Уральского федеральных округов. Продуктами в большей степени запасаются на селе и в Сибири. А дорогими товарами - граждане 25-35 лет, многие из которых, очевидно, находятся в ситуации обустройства своего первого, независимого от родителей жилья.
Половина из тех, кто не предпринимает никаких действий для подготовки к кризису, мотивирует это тем, что на это просто нет средств. Среди респондентов с низким уровнем заявленного дохода доля таких ответов в полтора раза выше, чем среди высоко обеспеченных.
Третья часть тех, кто не готовится к кризису, мотивирует это тем, что "еще рано что-либо предпринимать". Среди граждан со средним уровнем дохода такую позицию заняли в два раза больше опрошенных, чем среди тех, у кого низкие доходы.
Тем, кто не готовится к кризису по тем или иным причинам, был также задан гипотетический вопрос, будут ли они что-то предпринимать, когда признаки очередной волны кризис станут явными и очевидными. И опять была выявлена достаточно высокая - 32% - доля респондентов, которые заявили, что не будут никоим образом противостоять кризису. В пересчете на все население России эта цифра составляет почти 25%. Заметим, что доля тех, кто не намерен противостоять кризису, в Южном ФО (44%) в два раза выше, чем на Урале и в Поволжье (по 22%).
Четверть (24%) респондентов постараются сократить свои повседневные расходы. На Урале, в СЗФО и в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей так собираются поступить по 34% опрошенных. Каждый пятый (20%) в случае кризиса начнет запасаться продуктами питания. Среди малообеспеченных так поступят 27%, а среди высоко обеспеченных - только 11%. В городах с населением менее 100 тыс. жителей - 30%.
Каждый десятый (10%) сократит расходы на развлечения и поездки, 7% попытаются купить иностранную валюту, и еще 5% - купят дорогие товары длительного пользования, что может спровоцировать ажиотажный спрос на некоторые из них.
В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1 тыс. 500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех 8 федеральных округах.