Fitch присвоило Городскому ипотечному банку первый в РФ рейтинг сервисера на уровне RPS3(RU).
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Городскому ипотечному банку (ГИБ) первый в России рейтинг первичного сервисера (обслуживающего банка) по жилищным ипотечным кредитам на уровне RPS3(RU). Об этом говорится в сообщении агентства. При подготовке к присвоению этого рейтинга Fitch также опубликовало дополнительный отчет о рейтинговых критериях по российскому ипотечному рынку и сектору сервисеров.
Рейтинг отражает способность ГИБ обслуживать жилищные ипотечные кредиты и управлять просрочками платежей на ранних стадиях, как правило, менее 60 дней. Рейтинг также учитывает прогнозы существенного роста банка в течение следующих пяти лет и основан на детальном и документальном анализе необходимых ресурсов для управления таким ростом, таких как платежеспособность и кадры банка. Дополнительным преимуществом ГИБ является развитая технологическая платформа, а также обеспечение достаточной безопасности и процедур контроля и наличие тщательно разработанной программы аварийного восстановления работоспособности системы. Помимо указанных факторов ГИБ имеет высокое качество управления рисками и хорошо разработанные процедуры внутреннего контроля, о чем свидетельствуют надежные процедуры внутреннего аудита в дополнение к срокам работы менеджмента и сотрудников, которые соответствуют длительности работы банка на рынке.
ГИБ проводит активное управление неплатежами на ранних стадиях, предусматривающее, в частности, устное и письменное общение с заемщиками в течение нескольких дней после даты неплатежа, и такой подход соответствует процедурам других сервисеров, работающих на российском рынке. В то же время банк имеет очень ограниченный опыт по управлению задолженностью и процедурам взыскания задолженности по просроченным кредитам. На данном этапе банку не присвоен рейтинг специального сервисера ввиду недостаточного опыта в особых случаях обслуживания кредитов. Fitch также отмечает, что ввиду низкого уровня неплатежей на российском ипотечном рынке лишь у небольшого числа сервисеров есть значительный опыт по специальному обслуживанию кредитов. В документации по сделке с ипотечными ценными бумагами ГИБ имеет статус специального сервисера, и агентство отмечает такой благоприятный фактор, как наличие в банке юридического департамента, который хорошо осведомлен об изменениях в российском законодательстве в отношении взыскания задолженности по ипотечным кредитам.
ГИБ основан в марте 2004г. и в 2006г. приобретен компанией Morgan Stanley (рейтинг AA-/F1+, прогноз "негативный"). Деятельность ГИБ сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Также банк имеет еще 12 региональных офисов. На фоне роста активности на рынке кредитования в России до конца 2007г. ожидается открытие еще 10 офисов или филиалов. Несмотря на некоторую децентрализацию обслуживающих операций, связанную, прежде всего, с поддержанием связи с заемщиком и обслуживанием клиентов, общее управление и принятие решений по кредитам централизованы в Москве.
По состоянию на 31 июля 2007г. портфель ГИБ по обслуживанию кредитов состоял из пяти несекьюритизированных сделок и одной сделки с ипотечными бумагами, CityMortgage MBS Finance B.V., включающей свыше 5,4 тыс. кредитов с объемом непогашенной части основного долга 422 млн долл. (10,7 млрд руб.).
Fitch присваивает рейтинги первичным и специальным сервисерам, обслуживающим сделки с жилищной и коммерческой ипотекой, в Великобритании, Италии, Нидерландах, Германии, Испании и России по шкале от 1 до 5, где 1 - наивысший уровень рейтинга.