Санкт-Петербург и область, 14 мая 2008, 21:45

В.Путин открыл "Север", определил маршрут БТС-2 и конкретизировал налоговые преобразования для ТЭКа (обобщение).

Читать в полной версии

Определяющие для российского топливно-энергетического комплекса новости поступали в течение сегодняшнего дня из Ленинградской области. Премьер-министр РФ Владимир Путин торжественно запустил сегодня в Приморске в реализацию первую фазу проекта "Север", а затем в Усть-Луге определил судьбу проекта "Балтийская трубопроводная система-2" и обозначил конкретные шаги по снижению налоговой нагрузки на российский ТЭК.

"Транснефтепродукт" ввел сегодня днем в Приморске в эксплуатацию первый пусковой комплекс проекта "Север", который включает в себя магистральный нефтепродуктопровод Кстово (Второво) - Ярославль - Кириши - Приморск протяженностью 1 тыс. 56 км и морской терминал по перегрузке светлых нефтепродуктов в порту Приморск (Ленинградская область). Проект "Север" включен в долгосрочные федеральные программы развития топливно-энергетического комплекса России. Он включает строительство резервуарного парка емкостью 720 тыс. куб. м. Ранее Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила тариф на прокачку нефтепродуктов в рамках проекта "Север" на уровне 681,20 руб./т (без НДС).

Напомним, целью проекта "Север" является создание трубопроводной системы для экспорта светлых нефтепродуктов в основном в страны Западной и Северной Европы. Реализация проекта позволяет снизить зависимость российского экспорта светлых нефтепродуктов от сопредельных государств и способствует укреплению энергетической безопасности и экономики России.

Сейчас около 50% общего объема экспорта светлых нефтепродуктов России осуществляется через Вентспилский морской порт. Присутствовавший на торжественной церемонии запуска комплекса премьер В.Путин выразил надежду, что экспортные грузы нефтепродуктов, которые сегодня переправляются в Европу через страны Прибалтики, будут в ближайшее время переориентированы на российские порты. Условием для этого является своевременное завершение работ на соответствующих нефтеперерабатывающих предприятиях в Киришах, на Нижней Волге и Татарстане. В этом случае, по словам В.Путина, есть полная возможность расширить перевалочные мощности терминала до 24 млн т в год. "Я очень рассчитываю, что в ближайшее время это будет сделано", - добавил премьер.

Следующим пунктом сегодняшнего маршрута В.Путина стала Усть-Луга, где он провел совещание по вопросам создания Балтийской трубопроводной системы-2. До того, как озвучить решения по данному вопросу, глава российского кабинета министров вновь заявил о необходимости ослабления налогового бремени российской нефтяной отрасли. Напомним, выступая неделю назад в Госдуме перед своим утверждением на посту премьера, В.Путин посетовал, что существующий налоговый режим позволяет изымать в бюджет до 80% прибыли нефтегазовых компаний. Тогда он заявил, о необходимости ослабления фискального давления на ТЭК, на что рынок моментально отреагировал подорожанием нефтегазовых акций. Сегодня были озвучены более конкретные шаги в этом направлении.

Во-первых, НДПИ. По словам В.Путина, законопроект о его снижении уже готов, и его необходимо как можно скорее внести в Госдуму. Хотя еще совсем ранее Минфин не спешил с пересмотром действующей ставки - замминистра финансов Сергей Шаталов в конце марта подчеркивал, что это приведет к потерям федерального бюджета в размере 100 млрд руб., так что "цифры и способы решения данного вопроса будут уточняться". Напомним, речь идет об изменении шкалы НДПИ на нефть, которое выражается в увеличении необлагаемой базы с 9 до 15 долл./барр.

Кроме того, В.Путин считает необходимым ввести новую систему пошлин и ставок на нефтепродукты в зависимости от их качества, по принципу, "чем выше качество нефтепродуктов, тем ниже акцизы на них". В-третьих, возможно наконец расширится география "налоговых каникул". Премьер считает, что их надо распространить на Тимано-Печорский бассейн, а также полуостров Ямал и континентальный шельф. В настоящее время особым режимом пользуются компании, которые осваивают месторождения в Восточной Сибири.

Что касается непосредственной темы совещания премьера - БТС-2, с сегодняшнего дня судьба этого проекта не вызывает сомнений. Напомним, что некоторое время назад он стал обрастать разнообразными слухами - от переноса его сроков, до нецелесообразности реализации в целом. Премьер не только заявил, что трубопроводу быть, но и определил его конечную точку, коей станет порт Усть-Луга. Напомним, изначально трубу планировалось подвести к порту Приморск, но в июне 2007г. губернатор Ленобласти Валерий Сердюков предложил проложить ответвление до Усть-Луги. И хотя уже тогда эта инициатива была поддержана В.Путиным, занимавшим пост президента, аналитики отнеслись к ней скептически. Позднее АК "Транснефть" высказалась за то, чтобы проводить БТС-2 до Усть-Луги. Сегодня премьер В.Путин поддержал трубопроводную монополию, заявив, что Усть-Луга будет конечным пунктом. Кроме того, в плане оговорены перспективы развития прилегающих к Усть-Луге территорий. "Примерно 120 млн т будет через несколько лет поставляться через Приморск", - заметил В.Путин. Данный вариант маршрута БТС-2 оптимален с точки зрения экологии. Однако Министерству природных ресурсов и экологии РФ на всякий случай дано поручение провести экспертизу этого проекта.

По утвержденному сегодня плану развития порта Усть-Луга до 2015г., объем перевалки нефти и нефтепродуктов здесь в ближайшие годы достигнет примерно 131 млн т в год. Как сообщил журналистам В.Путин, в инфраструктуру Усть-Луги и прилегающих территорий может быть вложено до 650 млрд руб. Из них около 300 млрд руб. вложит государство - на развитие железнодорожного сообщения, инфраструктуры, а также на углубление акватории; 300-350 млрд руб. - частные инвесторы (на строительство поселка городского типа в Усть-Луге и сооружение наливных терминалов). При этом В.Путин заметил, что в создании терминала по перевалке нефтепродуктов в Усть-Луге могут принять участие в качестве акционеров иностранные партнеры, что интерес уже проявляет Казахстан. Однако, говоря о проекте БТС-2 в целом, премьер отметил, что "это будет российский проект".

Проект БТС-2 предусматривает расширение действующей Балтийской трубопроводной системы. Балтийская трубопроводная система предназначена для экспорта российской нефти в северо-западном направлении на рынки Европы и США. Считается, что расширение нефтепровода позволит решить проблему транзитных стран, в том числе Белоруссии, с которой у России в начале 2007г. возник нефтяной конфликт.

Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков