Санкт-Петербург и область, 26 мар 2009, 23:36

ФАС России: Наценки и различные выплаты поставщиков в пользу ритейлеров достигают 60% в розничной цене продуктов.

Читать в полной версии

Суммарное давление на конечную цену товара всех наценок и выплат, формируемых в торговых сетях, составляет от 20% до 60%. К такому выводу пришла Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, изучая практику осуществления расчетов торговых сетей с поставщиками продукции (молочных, кисло-молочных продуктов; хлебобулочных изделий; мяса, колбасы; рыбы; бакалеи в виде круп, макаронных изделий; соков, напитков) на примере рынка Санкт-Петербурга. В сетях "Пятерочка" (ОАО "Агроторг"), О'Кей (ООО "О'КЕЙ"), "Дикси" (ЗАО "Дикси-Петербург"), "Лента" (ООО "Лента), занимающих суммарно 60% рынка продуктовой розницы северной столицы, было проанализировано не менее 40 договоров с поставщиками, также дополнительно были сделаны запросы еще 16 поставщикам в целях встречной проверки. Служба проанализировала договорную практику торговых сетей с производителями/поставщиками товаров с 2005г. по I полугодие 2008г.

В приведенной оценке ФАС учитывала минимальный уровень торговой наценки сетей на товары (10-15%), однако указывает, что на многие товары средняя наценка составляет 30-40%.

ФАС пришла к выводу, что розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибуции товара (наценки производителя, наценка дистрибьютора, торговая наценка розничной сети), но и в значительной степени несет в себе затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей, затратами на предоставление товарного кредита торговым сетям (отсрочки платежей). Так, доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5% до 40% от объемов поставляемых в сеть товаров. Например, если бонусные выплаты по опрошенным поставщикам бакалеи в сети "Пятерочка" (ОАО "Агроторг") в 2005г. составляли 1,93% от объема поставки, то в 2008г. они возросли до 22,75%, в 2009г. по сравнению с 2008г. возросли еще на 50-70%. Помимо этого, как указывает служба, если срок отсрочки платежей за реализованный товар практически у всех торговых сетей в 2005г. в среднем составлял 21-25 банковских дней, то в 2008г. увеличился до 45-50 дней, в ряде случаев доходит до 65 дней.

В ФАС уверены, что дискриминационные условия закладываются в договора большинства поставщиков вне зависимости от размера поставщика, уровня бренда (локальный, транснациональный). Все сети во взаимоотношениях с поставщиками товаров используют два механизма воздействия, способных повлиять на уровень конкуренции на изучаемом рынке: финансовый (бонусы/премии, плата за маркетинговые услуги, штрафы, гарантированная маржа) и административный, включающий в себя действия, нивелирующие риски для сетей (возврат нереализованного товара, и т.д.), говорится в материалах ФАС.

Таким образом, ФАС России считает, что получила дополнительные доказательства, свидетельствующие о влиянии недобросовестной практики торговых сетей на повышение цен на продовольственные товары. "Таким образом, если поставщики товара осуществляют свою коммерческую деятельность за счет заимствования денежных средств у кредитных организаций, происходит перекредитование поставщиками торговых сетей", - заключает служба.

Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году