Правительство РФ: Для развития конкуренции в железнодорожной сфере нужно рассмотреть вопрос создания биржи вагонов.
Правительство РФ считает необходимым проработать вопрос об организации единого информационно-торгового центра (биржи) вагонов для развития рыночных механизмов взаимодействия между операторами подвижного состава. Об этом говорится в программе развития конкуренции в РФ, утвержденной кабинетом министров РФ. На основе информации указанного единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.В документе отмечается, что притоку частных инвестиций и развитию конкуренции на рынке грузовых перевозок также препятствуют несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей деятельность операторов подвижного состава, а также характер их взаимодействия с перевозчиками.В ходе третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте, который сейчас проходит, предполагается создать и в дальнейшем развивать конкуренцию как в отдельных сегментах перевозочной деятельности, так и в сфере услуг по ремонту подвижного состава, производству запасных частей.Кроме того, в документе отмечается, что одной из задач этого этапа структурной реформы также является изменение соотношения парка железнодорожного подвижного состава, принадлежащего ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), и парка компаний-операторов. В настоящее время 44% составляет парк ОАО "РЖД", 56% - парк компаний-операторов. При этом значительная часть подвижного состава РЖД в процессе реформирования передана дочерним компаниям, не являющимся перевозчиками и оказывающим услуги по предоставлению железнодорожного состава, что ограничивает развитие конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Кроме того, РЖД часто создают преференциальные условия своим дочерним компаниям.Вместе с тем в программе отмечается, что для развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта также следует провести анализ и оценку эффективности мероприятий, реализованных в рамках реформы, а также создавать условия для развития рынка частных железнодорожных перевозок. Правительство считает, что также необходимо обеспечить недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта со стороны ОАО "РЖД". В документе уточняется, что недискриминационный доступ необходимо обеспечить путем государственного регулирования тарифов на услуги инфраструктуры, определения существенных условий договора предоставления услуг инфраструктуры (договора технологического присоединения), запрета на необоснованный отказ в предоставлении услуг инфраструктуры.