Новые технологии: бизнес чувствует себя зараженным и обнаженным
Внедрение новых технологий — главная возможность развития бизнеса в условиях ухудшившегося в целом инвестиционного климата; именно технологические инновации могут позитивно влиять на спрос, потенциал роста которого сейчас невысок, и обеспечивать существенное снижение издержек. Но и риски со стороны новых технологий крайне высоки, а действенных способов их снижения бизнесмены не видят, — такое двойственное отношение руководителей и собственников компаний выявила дискуссия, проведенная РБК Петербург.
Александр Абдин, управляющий партнер ГК «ЕВРОМЕД»:
Мы буквально больны, заражены новыми технологиями. Для нас это однозначно источник больших возможностей. Главный проект текущего года, в который эмоционально погружена вся наша команда — «клиника в кармане». Это приложение для смартфона, действующее как та сказочная избушка — поворачивается ко мне лицом, а к лесу задом, или наоборот. То есть оно одновременно будет работать у пациентов и у врачей и содержать элементы технологии Block Chain — обеспечивать выгрузку результатов лаборатории, запись на прием и многое другое — такой «Евромед» онлайн. Мы видим широчайшие перспективы онлайн-обслуживания, совершенно другой уровень рынка и взаимодействия между нами и клиентом. Запуск приложения мы планируем осуществить в течение ближайших полугода. Есть риски, и мы их тщательно прорабатываем, но возможности, которые открываются, все оправдывают.
Обмен мнениями состоялся на дискуссии в рамках клуба «Winner-встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина», организованной РБК Петербург в ресторане «Палкинъ». Партнерами встречи выступили компании Simple и
Word Class.
Вячеслав Семененко, управляющий партнер КБ ВиПС:
С распространением Интернета, коммуникации людей становятся в большой степени безличными; человек может неделями ни с кем не встречаться, при этом ведя интенсивную профессиональную, социальную, культурную жизнь.
Теоретически, есть опасность, что еще через поколение люди утратят навыки личного общения. Тогда и города потеряют смысл — ведь пока что крупный город является центром разнообразных коммуникаций; люди стремятся в него ради возможностей, которые создаются, благодаря тесным контактам горожан друг с другом.
Как мне кажется, прямым, хотя и неосознанным, ответом на этот вызов стал тренд создания общественных пространств в европейских городах. Удачно сформированные пространства вытягивают людей из безличных коммуникаций Интернета в исконную городскую среду площади, бульвара, ярмарки. Долгосрочные интересы города заключаются в том, чтобы он был актуальным и через 300, и через 1000 лет после создания, и сегодня быть актуальным — значит, в том числе, быть более эффективной и симпатичной «точкой сборки» людей, чем онлайн-площадки.
Обмен мнениями состоялся на дискуссии в рамках клуба «Winner-встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина», организованной РБК Петербург в ресторане «Палкинъ». Партнером встречи выступила компания Simple и
Word Class.
Виктор Наумов, управляющий партнер офиса Dentons в Санкт-Петербурге, руководитель российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций:
Если говорить о медицине, я точно не хочу, чтобы данные об особенностях моего организма попадали в открытый доступ. Удаленно вскрыть телефон — проще простого, и никто не знает, кому и зачем полученная информация может понадобиться. Я даже отключаю трекинг на телефоне, когда занимаюсь спортом, чтобы эти данные не оказались в цифровой форме в широком доступе.
Вообще мы вступаем в совершенно новую эпоху — мы все становимся «электронно-обнаженными», в том числе, перед государством, причем, сами аккуратно в электронной форме сообщаем о себе разнообразную информацию. Это требует переосмысления. Любые технологии должны ложиться на подготовленную базу. Уровень образования, информированности и подготовки общества пока не позволяет полноценно использовать технологические инновации. Поэтому, хотя юберизация бизнеса — общемировой тренд, в России мы видим сравнительно мало проектов перехода компаний на технологически новые платформы. И на уровне взаимоотношений государства и общества таких проектов могло бы быть гораздо больше. Общество, с одной стороны, недооценивает те потрясающие возможности, которые ему дают технологии, с другой стороны, сейчас к ним не готово.
Обмен мнениями состоялся на дискуссии в рамках клуба «Winner-встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина», организованной РБК Петербург в ресторане «Палкинъ». Партнером встречи выступила компания Simple и
Word Class.
Евгений Кожухов, управляющий директор ресторана "Палкинъ" :
Новые технологии очень активно проникают в ресторанный бизнес, и в результате некоторые блюда высокой кухни, которые раньше были прерогативой заведений с мишленовскими звездами, теперь в Париже можно купить в уличном ларьке, а у нас — в хорошей кофейне. Например, су-вид — кипячение в вакууме, или приготовление с помощью пакоджета — титанового ротора, превращающего любой продукт в гомогенную массу за считанные минуты, — вчера это были элитарные технологии, а теперь редкий ресторан их не использует. Инновация, пришедшая в ресторанный бизнес из лабораторной области — роторные сепараторы — позволяет получать нестабильные ароматические соединения практически из любого продукта, связывать их чем-то и придавать блюдам редкий аромат.
Скажем, вы можете поймать таким образом запах коры дуба — мечты парфюмера воплощаются на ресторанных кухнях.
И совсем уже повседневной практикой стала работа с пенами — любой повар, или даже бармен, получил возможность превращать в это агрегатное состояние разнообразные продукты, предлагая гостям пену из картофеля, сельдерея, копченой рыбы — чего угодно. Это позволяет делать оригинальные подачи — скажем, пена из пармезана на листьях салата станет оригинальным украшением закусок.
Хотя рестораторы-сторонники традиционных рецептов недовольно отзываются о таких новациях, я считаю, что глупо игнорировать прогресс. Когда красивые и сложные натуральные блюда становятся доступными, то применяется меньше химии — например, кондитеры добавляют в крем аромат свежих фиалок вместо какого-нибудь химического ароматизатора. И, конечно, эффективность работы ресторанов повышается — современная техника, обеспечивая высокую скорость приготовления блюд, позволяет снижать складские запасы.
Обмен мнениями состоялся на дискуссии в рамках клуба «Winner-встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина», организованной РБК Петербург в ресторане «Палкинъ». Партнером встречи выступила компания Simple и
Word Class.
Виктория Шамликашвили, инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg — Tchaikovskogo:
Для себя я стараюсь соблюдать баланс, используя преимущества технологий и нивелируя при этом риски. Один из них связан с защитой информации и личных данных. Распространение технологий привело к тому, что огромные объемы информации стали доступны широкому кругу лиц. Я, например, всегда отвечаю на телефонные звонки, даже если звонят с незнакомого номера. К сожалению, как правило, это звонят непрошенные продавцы разного рода услуг и товаров, неизвестно от кого получившие мой номер.
Обмен мнениями состоялся на дискуссии в рамках клуба «Winner-встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина», организованной РБК Петербург в ресторане «Палкинъ». Партнером встречи выступила компания Simple и
Word Class.
Вячеслав Семененко, управляющий партнер КБ ВиПС
Сергей Ануфриев, основатель и директор «Петербургского медицинского форума»:
В случае российской медицины риски, обусловленные развитием технологий, весьма серьезны. Во-первых, ускоряется развитие телемедицинских услуг, к чему российские пациенты готовы гораздо больше, чем врачи. И, видя такой спрос, IT-компании хотят его монетизировать. Яркий пример: законопроект о телемедицине, от разработки которого де-факто устранилось отечественное врачебное сообщество, подготовлен под эгидой Института развития интернета (ИРИ) при участии Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и «Яндекса».
Формулировки документа направлены не на системное развитие digital медицины, а лишь дают толчок платным онлайн консультациям врачей, которые теперь смогут назначать лечение и лекарства без очного осмотра. В результате мы повторяем опыт США, где телемедицина ориентирована в большей степени на коммерческие интересы IT-индустрии и страховщиков, нежели на потребности пациентов. И есть риск, что внедрение такой «телемедицины», вместо роста качества и доступности медицинской помощи по всей стране, обеспечит лишь рост дохода IT-сектора.
Вторая угроза — растущая «медикализация» общества, то есть получение власти и коммерческой выгоды под предлогом заботы о здоровье людей. Самые разные стэйкхолдеры, от политиков до инженеров, используют медицину в своих целях. Как говорил мне один человек, «когда собаки перестают лаять, за них это делают кошки» — российское врачебное сообщество тут оказалось на обочине, оно не является трендмейкером, не устанавливает правила развития отрасли в наступившей новой реальности, не влияет также на выделяемые бюджеты и тарифы. IT, страховщики и фармацевтическая индустрия — вот кто будет активно «рулить» медицинской отраслью в нашей стране в ближайшие годы.
Третий риск — дальнейшее ослабление доверия пациентов к врачам. Интернет разрушил монополию на медицинские знания. Вместе с этой монополией, рухнула патерналистская модель отношений между врачом и пациентом, которая была безальтернативной в Советском Союзе, а новые поколения российских врачей приняли ее «по наследству» и не хотят перестраиваться — переходить на контрактную модель коммуникаций. Пациент хочет обсудить варианты и план своего лечения, а врач ему в ответ: «Вы заканчивали медицинский институт? Или слушайте и выполняйте, что говорит врач, или не обращайтесь ко мне». В итоге, очень многие предпочитают не обращаться: по статистике, доля самолечения составляет в России 25%, и, видимо, будет расти. По опросу ВЦИОМ, 49% населения страны считает недостаточным уровень профессиональной подготовки врачей и 38% взрослых россиян в случае болезни не обращаются в госполиклинику, объясняя это в том числе нелюбовью к врачам. Отсюда–большой процент запущенных онкологических болезней и другие серьезные проблемы со здоровьем наших граждан.
Сами технологии «не виноваты» — наоборот, в медицине их развитие спасает жизни — но они обостряют накопившиеся системные проблемы, умножают негативные следствия этих проблем.
Обмен мнениями состоялся на дискуссии в рамках клуба «Winner-встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина», организованной РБК Петербург в ресторане «Палкинъ». Партнером встречи выступила компания Simple и
Word Class.
Управляющий партнер УК «Теорема» Игорь Водопьянов:
Минимизировать технологические риски нельзя, ну и что? Что делать — устраивать новое движение луддитов? Мы знаем из истории, что луддиты, ломавшие машины на фабриках, ничего не добились — машины все равно заменили ручной труд на том уровне, который был достижим в начале ХIХ века. Вот и сейчас — мы можем рассуждать, принесет ли новая волна технологий счастье или несчастье, но она все равно вольется в нашу жизнь. Пока, впрочем, технологии в основном жизнь улучшают, и я не вижу причин бояться, что позже они ее резко ухудшат. Это касается и бытового уровня, и бизнес-процессов — можно вспомнить, чего не было еще 10 лет назад. Количество услуг, которое можно получить через интернет, за эти 10 лет выросло в сотни раз. Массу всего можно делать через интернет.
Обмен мнениями состоялся на дискуссии в рамках клуба «Winner-встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина», организованной РБК Петербург в ресторане «Палкинъ». Партнером встречи выступила компания Simple и
Word Class.