Татарстан, 01 авг 2019, 14:31

Ледниковый период на АЗС: Татарстан ждет прекращения роста цен на бензин

Представитель региональной ассоциации владельцев автозаправок назвал новый федеральный закон о сдерживании цен на бензин выгодным для нефтяных компаний и потребителей. Эксперты считают, что стоимость топлива продолжат расти
Читать в полной версии

По словам руководителя аналитического отдела ИК «Инстант Инвест» Александра Тимофеева, закон понадобился в связи с истечением в конце июня действия соглашения между властями и нефтяными компаниями. «Вместо продления этой меры правительство решило одобрить законопроект о так называемом демпферном регулировании рынка. Этот механизм предусматривает сдерживание цен на бензин на розничном рынке. И это актуально, ведь недавно цены на топливо снова пошли в рост», – сказал Тимофеев.

Президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет скорректировать механизм компенсаций нефтяникам за реализацию топлива на внутреннем рынке. Документ размещен на официальном портале правовой информации.

Размер компенсации вырастет. Она выплачивается в том случае, если цены при продаже топлива на экспорт оказались выше внутренних. Нефтяникам компенсируется недополученная прибыль. Подобный механизм должен стимулировать поставки топлива на внутренний рынок и сдержать рост цен, в первую очередь, цен на бензин. Демпфер меняется в расчетах с 1 июля 2019 года. Кроме того, с 1 августа 2019 года будет изменен и демпфер на авиакеросин.

По его мнению, закон полезен, в большей степени, не для рядовых граждан, а для нефтяных гигантов, которым станет проще оказывать давление на мелкие компании.

«Демпфер, возможно, поможет сдержать удорожание бензина на какое-то время, но не в долгосрочной перспективе. Для более глубокого и фундаментального решения этой проблемы требуются изменения в ценообразовании на законодательном уровне. НПЗ тоже не стоит рассчитывать на существенную пользу, ведь увеличение надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых, которое вступает в силу буквально через два месяца, нивелирует эту компенсацию, размер которой будет примерно равен той самой надбавке», – сказал Тимофеев.

Глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов в беседе с РБК Татарстан, напротив, отметил положительное влияние нового закона на автозаправочный бизнес. «Для частных заправок этот механизм выгоден. Если государство будет компенсировать крупным НПЗ потери, вызванные поставкой внутри страны, то товара в России будет больше. А значит топливо на оптовом рынке будет дешевле. Это сдержит цены и в рознице», – считает Сулейманов.

По его мнению, в дальнейшем розничные цены будут повышаться только на долю инфляции. «Это не больше 20 копеек в месяц: не так много, чтобы существенно сказаться на потребителе. Поэтому данный законопроект принесет стабильность в автозаправочный бизнес Татарстана и России, в целом», – сказал Сулейманов.

Аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов считает, что в принятом законе есть нюансы, которые оставят возможность для роста цен. «Во-первых, демпфер рассчитывается не ежедневно, а примерно раз в месяц, при этом решения о закупке и продаже топлива принимаются на ежедневной основе. Поэтому между демпфированием и установлением цены будет большое отставание, неудобное для компаний-продавцов», – сказал Антонов.

По его словам, при положительном значении демпфера компания-продавец все равно постарается установить цену топлива, как можно ближе к верхней границе «допустимого». «Если же он будет отрицательным, то цену будут повышать даже выше предельно допустимого значения, так как компании нужно будет отыграть налоговый вычет за счет сверхприбыли. Скорее всего, в таких случаях будет включаться механизм ручного управления рынком: чиновник будет звонить и просить нефтяную компанию «вести себя прилично». Но этот механизм не идеален. Доплачивать государству топливные монополисты не будут, скорее они будут диктовать условия игры чиновникам, а не наоборот», – сказал Антонов.

Напомним, некорректный расчет демпфера в 2019 году привел к тому, что нефтяникам приходилось не получать компенсации от бюджета, а самим выплачивать средства государству, поскольку его значение оказалось отрицательным из-за конъюнктуры на рынке. Весной нефтяники и правительство начали переговоры о корректировке механизма.

Pro
Миллионы людей играют в «тапалки». Может ли инвестор на этом заработать
Pro
«Нет растущего тренда». Что будет с рынком акций до конца 2024 года
Pro
Входные бонусы и «пакеты релоканта»: чем мотивируют топ-менеджеров сейчас
Pro
Поставщик из дружественной страны тоже может обмануть. Что учесть заранее
Pro
Всем потребовался администратор 1С: как им стать и сколько будут платить
Pro
Как обосновать сделку с фирмой, которую налоговая считает «однодневкой»
Pro
Выпить кофе и лечь спать: в чем секрет бодрящего лайфхака дальнобойщиков
Pro
Зачет требований по контрактам ВЭД. Что нужно знать о новых правилах