Татарстан, 01 окт 2013, 17:02

Вице-премьер РТ призвал ученых КФУ открывать инновационные предприятия

Первый вице-премьер Татарстана Равиль Муратов посоветовал педагогам Казанского университета активнее взаимодействовать со школами республики, отбирая будущих студентов инженерных направлений. Проблемы инженерного образования, важность которого для экономики России и Татарстана в частности отметил ранее президент РТ, обсудили на заседании координационного совета К(П)ФУ. По словам Р.Муратова, небольшие, на первый взгляд, недоработки в работе инженерного кластера могут свести на нет огромную работу Казанского университета.
Читать в полной версии
Фото: РБК-Татарстан

Первый вице-премьер Татарстана Равиль Муратов посоветовал педагогам Казанского университета активнее взаимодействовать со школами республики, отбирая будущих студентов инженерных направлений. Проблемы инженерного образования, важность которого для экономики России и Татарстана в частности отметил ранее президент РТ, обсудили на заседании координационного совета К(П)ФУ. По словам Р.Муратова, небольшие, на первый взгляд, недоработки в работе инженерного кластера могут свести на нет огромную работу Казанского университета.

«Я понимаю, что все мы по природе консервативны и принять что-то новое нам трудно», - отметил Р.Муратов, говоря о том, что набор профессий не менялся с 60-х годов XX века. Остались все те же доярки, механизаторы широкого профиля, повара, посетовал он.

«Я считаю, нужно поступать с позиции диктатуры: если развитие экономики диктует подготовку специалистов новых профессией, - сказал он, - то поставленные задачи должны быть выполнены в обозначенные сроки. Если ответственные люди не справляются, то их нужно освобождать от этой работы. Эта встреча должна нацеливать нас на то, чтобы мы относились к этим вещам с большим энтузиазмом».

Как сообщил на заседании ректор КФУ Ильшат Гафуров, в вузе реализуется 20 образовательных программ учебного профиля. При этом, отметил он, инженерное направление для вуза является новым и развивается на протяжении последних двух лет. Уже сейчас, по его словам, есть необходимость включить в попечительский совет вуза руководителей крупных предприятий РТ : «Татнефти», «Алабуги», «КАМАЗа», «Нижнекамскнефтехима» и других. По словам И.Гафурова, успешная работа налажена с ОАО «КАМАЗ»: с 2008 года КФУ подготовил порядка 500 инженеров для предприятия.

«Не секрет, что многие работодатели жалуются, что мы готовим не тех специалистов, которые им нужны, - сказал И.Гафуров. - С одной стороны, наши выпускники уезжают за пределы региона и страны, где успешно реализуют себя. Это дает нам повод думать, что мы готовим неплохих специалистов. С другой - если мы будем работать по старому, то это будут кадры для производств вчерашнего дня».

Проректор по инновационной деятельности КФУ Наиль Кашапов рассказал, в головном вузе реализуется 17 программ инженерного профиля: традиционные для университета и совершенно новые. К первым он отнес геологию, инженерную геодезию, землеустройство и кадастр и так далее, новинками являются – нефтегазовое дело, биотехнические системы и технологии и другие.

«В головном вузе был образован новый инженерный институт, как научно-образовательный центр формирования инженерных компетенций, - рассказал Н.Кашапов. - С 1 сентября 2013 года была запущена программа подготовки бакалавров и магистров инженерных специальностей. После присоединения инженерно-экономической академии можно сказать, что в Казанском университете создан кластер инженерного образования».

По словам Н.Кашапова, в кластере четко выделены три группы подразделений: институты головного вуза, где реализуются инженерные программы и ведутся фундаментальные исследования. Во-вторых, филиалы в Набережных Челнах и Елабуге, где готовят специалистов автомобиле и машиностроительного профиля. Третье – инженерный институт, который призван осуществлять научно-методическое сопровождение образование. Кроме того, есть технопарк, бизнес-инкубатор и малые инновационные предприятия, созданные при участии Казанского университета и являющиеся партнерами вуза для прохождения студентами практики. Педагоги совмещают преподавательскую и научную деятельность.

Равиль Муратов призвал докладчика активней вовлекать преподавателей в предпринимательскую деятельность. «Сейчас вышел новый закон о деятельности РАН, где описано, какими должны быть институты РАН, возможно, вам стоит прочесть и взять рациональное зерно, которое позволит задействовать в эффективной работе огромную армию ученых, - считает Р.Муратов, - Курсовые и дипломные работы должны перетекать в лаборатории, ученый должен тянуть за собой инновационное предприятие. При наличии 1,5 тысяч ученых в области инженерных наук, даже если степень по праву имеют процентов 20, мы можем каждый год открывать по 300 инновационных малых предприятий».

«Нужно учиться искать мальчишек и девчат с инновационным складом мышления. Лекции мы читать научились, давайте займемся практикой, будем называть конкретные фамилии ученых, которым удалось коммерициализировать свои разработки, и тех, чья кафедра не преуспевает. Только так можно получить мировое призвание, чтобы войти в ТОП-100 вузов к 2020 году», - призвал Р.Муратов.

Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist