Татарстан, 01 ноя 2018, 14:59

Себе в убыток: «Татнефть» и другие нефтяники заморозят цены на бензин

«Татнефть» присоединилась к соглашению федерального правительства с производителями топлива, чтобы сдержать рост цен и дефицит на внутреннем рынке. Эксперты считают, что бизнес ждут убытки
Читать в полной версии

Как сообщили РБК-Татарстан в пресс-службе ПАО «Татнефть», их представители в числе ведущих российских ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний) присутствовали на совещании по стабилизации ситуации на топливном рынке, которое 31 октября провел вице-премьер РФ Дмитрий  Козак. Среди участников были представители минэнерго, минфина, минтранса и антимонопольной службы.

На повестку вынесли соглашение, подготовленное министерством энергетики. Документ фиксирует договоренности, которых нефтяники и правительство страны достигли еще в мае 2018 года. В «Татнефти» пояснили, что речь идет о стабилизации розничных цен в стране и увеличении поставок топлива на внутренний рынок.

«Наша компания поддерживает инициативу правительства и сделает все от нее зависящее для обеспечения национальной экономики нефтью и качественными нефтепродуктами», – заявили в пресс-службе.

Теряют деньги

По словам экспертов, подобные решения ведут к финансовым потерям производителей топлива, которые с 2019 года просили поднять цены на бензин сразу на 4-5 рублей. Как рассказал директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов, сегмент нефтепереработки уже потерял с 1 июня порядка 150 млрд рублей.

«Одновременно с этим в розничном сегменте снижалась маржа. По некоторым регионам и отдельным видам нефтепродуктов она даже уходила в минус. И если восстановить маржу до значений 2014-2015 годов, то цены должны быть выше минимум на 5 рублей. Именно для восстановления прежнего уровня доходности в переработке и сбыте», – сказал Борисов.

По данным старшего консультанта VYGON Consulting Александра Былкина, у НПЗ Татарстана в 2018 году маржа из-за сдерживания внутренних цен снизилась на 4 доллара за баррель.

Компенсирует бюджет

Былкин заявил, что в 2019 году почти все потери нефтяников будут компенсировать за счет бюджета, это снимет необходимость повышать розничные цены. Правительство РФ действительно обещало с нового года использовать «демпфирующий механизм» – компенсацию за внутренние поставки топлива. 

«Демпфирующий механизм компенсирует не только повышение акцизов и НДС, но и снизит убытки НПЗ при поставке топлива на внутренний рынок», – сказал аналитик.

По его словам, величина демпфера при текущих макропараметрах будет составлять 80% от акциза на бензин.

По мнению Борисова, демпфирующий механизм может стабилизировать ситуацию на рынке, но это зависит от его итоговых параметров, которые вступят в силу с 1 января.

«Если это будут те, что были приняты летом, то проблема полностью не решится, так как величина демпфера не позволяет восстановить нормальную маржинальность переработки. Если он будет скорректирован, и компаниям с его помощью смогут компенсировать большую часть затрат, то ситуация стабилизируется», – сказал эксперт. 

АЗС в связке

В правительстве РФ решили учесть пожелания независимых АЗС, которые на протяжении полугода просили или остановить рост цен на оптовом рынке, или отпустить цены в рознице. Козак заявил, что ВИНКи будут продавать нефтепродукты независимым АЗС по ценам, установленным для дочерних компаний.

По словам Борисова, именно нефтеперерабатывающие заводы несли социальную нагрузку в виде сдерживания цен. «В октябре ситуация стала меняться, потому что оптовые цены пошли вверх. Но это, в свою очередь, снизило маржу АЗС. И заправки, фактически, присоединились к социальной ответственности», – сказал эксперт.

Былкин отметил, что независимым игрокам необходимо уделять особое внимание, поскольку они, в отличии от нефтяных компаний, не могут компенсировать убытки за счет сегмента добычи и переработки.

«С другой стороны, нефтяным компаниям неважно, где получать маржу – в переработке или рознице. Поэтому реализация топлива собственным АЗС по сниженной стоимости не дает положительного эффекта для ВИНК. В этой связи говорить о различиях оптовых цен для разных заправочных сетей бессмысленно», – уверен Былкин.

На совещании по стабилизации ситуации на топливном рынке Козак заявил, что исполнять условия соглашения будут обязаны все игроки рынка без исключения, и ответственность за его нарушение будет солидарной. Он пообещал для взыскания применять все имеющиеся в распоряжении правительства инструменты.

На совещании присутствовали представители крупнейших нефтегазовых компаний — «Роснефти», «Газпрома», «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Нефтегазхолдинга», «Нового потока» и Иркутской нефтяной компании.

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Взлом в Dropbox: что утекло и что нужно делать пользователям прямо сейчас
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость