Татарстан, 01 ноя 2019, 09:20

Суверенный интернет: власти и бизнес Татарстана оценили новый закон

Сегодня частично вступает в силу закон о «суверенном Рунете». Власти Татарстана считают, что его влияние будет минимальным в силу политики импортозамещения в IT. В бизнесе отмечают, что им требуются пояснения
Читать в полной версии

1 ноября вступают в силу нормы, известные, как закон о «суверенном Рунете». В соответствии с ним в России должна быть создана дублирующая инфраструктура для бесперебойной работы интернета. При появлении угроз Роскомнадзор сможет управлять с помощью установленного операторами оборудования маршрутами трафика. Это оборудование также сможет контролировать трафик, блокируя доступ к запрещенным сайтам. Список угроз должно определить правительство. 

Отечественный софт во власти

Как рассказали РБК Татарстан в министерстве цифрового развития госуправления, информационных технологий и связи РТ, существенного влияния на работу госорганов новый закон не окажет. Республиканским ведомствам задолго до официального вступления в силу закона о «сувереном Рунете» не рекомендовалось использовать сторонний софт, серверы баз данных которых находятся за пределами РФ.

«В настоящее время проводится работа по переходу на отечественное программное обеспечение. На федеральном уровне этой работой руководит министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, которое обеспечивает реализацию мероприятий, предусмотренных комплексом мер аппарата правительства РФ. На региональном уровне аппарат кабинета министров Татарстана  обеспечивает реализацию предложений в соответствии с установленными сроками», – сказали в министерстве.

По данным минцифры РТ, на данный момент существует ряд вопросов, которые необходимо проработать для полного перехода республики на отечественное ПО. Ведомства Татарстана используют в работе свыше полусотни отечественных систем.

«Это функциональные системы, где ведется отчетность, мониторинг различных показателей и другая работа с большими данными. Одна из самых используемых –система электронного документооборота. С 2006 года в ней создано более 229 млн документов. В ней работает 411 тыс. пользователей, из них 87 тыс. пользователей – из Татарстана», – рассказали в министерстве.

Система электронного документооборота оказалась востребована, помимо РТ, в Ленинградской, Московской, Саратовской и других областях.

Конкретную сумму, которая может потребоваться для полного перехода на отечественное программное обеспечение, в министерстве не назвали. «В рамках бюджета Цифровой экономики заложено, как взращивание специалистов в области IT, так и расширение использования и внедрения отечественных ПО и программ», – сказали в минцифре РТ.

Иннополис в суверенном Рунете

Вице-премьер Татарстана, курирующий развитие IT-города Иннополис, Роман Шайхутдинов считает, что говорить о влиянии нового закона на бизнес и работу госструктур рано.

«В работе Иннополиса ничего не изменится. О работе компаний, действующих на территории ОЭЗ, говорить сложно: многие используют сторонние сервисы. Предсказать изменения в их работе пока невозможно», – сказал Шайхутдинов в беседе с РБК Татарстан.

Исполнительный директор компании «УНИТС», являющейся резидентом ОЭЗ «Иннополис», Артур Гайнуллин считает, что в законе много неясных моментов.

«Его обоснование достаточно размытое, поэтому пока сложно сказать, как он отразится на бизнесе. Возможно, закон не будет нести дополнительную нагрузку, а, возможно, повлияет негативно. Дело в том, что многие компании, в том числе и наша, работают с западными партнерами. И речь не только о бизнес-партнерах, а, например, об использовании зарубежной инфраструктуры: те же самые хостинги, системы контроля версий и так далее. Если вдруг введут ограничение на их использование, это сильно ударит по бизнесу», – сказал Гайнуллин.

B качестве примера он привел попытки заблокировать Telegram с апреля 2018 года. Они привели к перебоям в работе. «С другой стороны, в случае с «законом Яровой» никаких существенных последствий для бизнеса пока не было, хотя опасения все еще возникают и в целом необходимость этого закона также до конца не ясна», – сказал Гайнуллин.

Он отметил, что при принятии закона, не учитывали мнение бизнеса и тех специалистов, чья деятельность напрямую связана с функционированием интернета.

«Но мы надеемся, что резких отключений и блокировок не будет. Конечно, пока много скепсиса. Есть опасения и со стороны обычных пользователей, так как все пользуются западными сервисами. И эти опасения возникают, потому что нет прозрачности закона, разъяснений по его пунктам и конкретных сроков его реализации. Если бы все четко разъяснили, наверное, вопросов было бы меньше и у бизнеса, и у пользователей», – сказал Гайнуллин.

Вместе с тем в пресс-службе ОЭЗ «Иннополис» рассказали, что в особой экономической зоне «Иннополис» работает ряд резидентов, занимающихся разработкой it-продуктов, которые уже используются в крупных компаниях и органах государственной власти.

«В частности, компания «Новые облачные технологии» разработала экосистему офисных приложений «МойОфис» для корпоративных коммуникаций и работы с документами. На текущий момент у компании более 1 тыс. контрактов, среди которых, например, управление делами президента РФ, министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, «Почта России», Росгвардия, РЖД, Гохран, Росрезерв, Аэрофлот и многие другие», – сказали в пресс-службе.

Закон о «суверенном Рунете» вступает в силу с 1 ноября 2019 года, его авторы  сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой. Цель закона – защита российского сегмента интернета от внешних угроз.

Документ, в частности, предписывает всем операторам связи установить на свои сети специальное оборудование. В случае возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования интернета Роскомнадзор сможет централизованно управлять маршрутизацией трафика на нем. Установленное оборудование также будет фильтровать трафик, ограничивая доступ к запрещенным в России ресурсам.

Согласно данным программы «Цифровая экономика», расходы на этот законопроект запланированы в размере более 30 млрд руб., из которых 20,8 млрд руб. должно пойти на закупку оборудования.

Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами