Татарстан, 03 апр, 11:05

Грузовики и электробусы: выручка КАМАЗа в 2023 году выросла на 27%

По данным КАМАЗа, рост выручки группы в 2023 году на 27% до 370,3 млрд руб. связан с ростом продаж в сегментах грузовиков и пассажирского транспорта. Эксперты считают, что в этом году у автопроизводителя есть возможность увеличить результат
Читать в полной версии
Фото: РБК Татарстан

Согласно отчетности ПАО «КАМАЗ» по международным бухгалтерским стандартам (МСФО), консолидированная выручка группы, по итогам 2023 года, выросла, по сравнению с позапрошлым годом, на 27% до 370,3 млрд руб. Чистая прибыль составила 16,9 млрд руб. (годом ранее показатель был 19,9 млрд). 

В пресс-службе компании сообщили, что увеличение выручки связано с ростом продаж в сегментах грузовиков и пассажирского транспорта (автобусов и электробусов).

От суммы выручки 8,6% направили на реализацию инвестиционной программы. В КАМАЗе отмечают, что компания продолжила работу на проектами по обновлению модельного ряда, в том числе на санкционно устойчивой базе.

«Принимая во внимание важность обеспечения технологического суверенитета страны, мы продолжим реализацию проектов по развитию модельного ряда автомобилей К5, локализации автокомпонентов для линейки мало- и среднетоннажных автомобилей «Компас». Кроме того, мы будем и далее совершенствовать производство и технику для участия в реализации федеральных проектов по обновлению пассажирского автотранспорта для регионов и муниципалитетов России», — сказал гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

Операционный денежный поток составил 52 млрд руб., что, отмечает пресс-служба КАМАЗа, «позволяет поддерживать комфортные показатели долговой нагрузки». Чистый долг на конец года снизился к тому же периоду 2022-го на 16% до 57,2 млрд руб. Соотношение чистого долга к EBITDA за 2023 год составило 1,7 раза.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов в беседе с РБК Татарстан прогнозировал, что консолидированные продажи группы компаний в 2024 году могут составить порядка 375-383 млрд рублей.

«После значительных результатов прошлого года можно ожидать некоторого замедления продаж на авторынке в целом, закрепления его на достигнутых уровнях, так что темпы роста могут снизиться. То, что группа компаний производит разную продукцию, способствует ее устойчивости и конкурентоспособности. В пользу группы компаний говорит и то, что она работает на разных рынках, она участвует в государственных закупках и коммерческих, поставляет продукцию на внутренний рынок и в другие страны и так далее. Это способствует продажам группы в целом», — считает эксперт.

По мнению Баранова, у группы есть возможности для дальнейшего увеличения продаж. И связаны они с реализацией различных государственных программ по обновлению транспорта, стабильным интересом к продукции со стороны коммерческих заказчиков, устойчивым положением компании в мире, что обеспечивает интерес иностранных покупателей.

Советник аппарата ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Юрий Кравцов рассказал РБК Татарстан, что в 2023 году продажи новых грузовых автомобилей российском рынке выросли, по сравнению с позапрошлым годом, на 70,3% до 144,2 тыс. На долю российских производителей пришлось 29,1% рынка или более 42 тыс. единиц. В годовом исчислении показатель снизился на 0,8%. Продажи грузовиков КАМАЗ сократились на 1,7% до 31,2 тыс. единиц с долей рынка 21,8%. При этом продажи новых иномарок, преимущественно, китайских брендов, превысили 102,2 тыс. единиц: положительная динамика за год составила 141,5%. В результате, они заняли 70,9% российского рынка грузовиков.

«В соответствии со Стратегией развития автомобильной промышленности до 2035 года прогнозируем рост продаж грузовых автомобилей в 2024 году на 7,5% до 155 тыс. единиц. Объективные рыночные условия для этого имеются, о чем убедительно свидетельствует успех выступления на российском рынке китайских производителей с конкурентными для КАМАЗа моделями», — отметил Кравцов.

Несколько иная картина складывается по автобусам, включая электробусы. Общий объем продаж автобусов в 2023 году составил 17,1 тыс. единиц с ростом на 25,7% к 2022 году. Продажи российских автобусов выросли на 16,5% до 12,4 тыс., а их доля на рынке составила 72,9%. Однако автобусы группы КАМАЗ не являются определяющими в этом сегменте. Так, продажи автобусов под брендом NEFAZ составили 1,7 тыс. единиц (+7,9%), заняв 10,0% автобусного рынка. На 299,1%, по данным эксперта, показали продажи электробусов КАМАЗ, хотя их количество составило 447 единиц с долей рынка 2,6%.

«В рамках общего прогноза роста продаж автобусов в 2024 году на 7% до объема 18 тыс. единиц можно с достаточным основанием ожидать пропорционального роста продаж автобусной продукции КАМАЗа», — прогнозировал представитель Объединения автопроизводителей РФ.

В исполнительной дирекции СРО Ассоциация «СПЕЦАВТОПРОМ» РБК Татарстан считают, что у татарстанского автопроизводителя есть перспективы для дальнейшего роста продаж за счет, например, спецтехники на шасси КАМАЗ. 

«Однозначно, и производители, и потребители ждут когда шасси КАМАЗ будут поставляться хотя бы для поставок по 44-ФЗ в полном объеме (О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), уже многие обожглись на китайцах, но альтернативы пока нет», — заявили в ассоциации.

В объединении добавили, что сейчас входящие в него предприятия хотели бы приобретать шасси КАМАЗа для производства техники в целях поставки по госконтрактам, но их нет в наличии. Без дефицита и с соблюдением сроков поставок их получают компании, работающие в рамках гособоронзаказа.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент