Предприниматели Татарстана подозревают, что жалобы на них пишут чиновники
Рассуждая о состоянии делового климата в Татарстане, Уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей отметил, что самым болезненным вопросом для бизнеса остается тема проверок. Четверть всех обращений к нему связаны с этим вопросом, из них 40% – это жалобы на исполкомы и глав муниципальных образований и 30% - на территориальные управления органов госвласти. Причем, при ежегодном уменьшении количества плановых проверок увеличивается число внеплановых. «В 2017 году из 35 тыс. проверок 79% составляли внеплановые мероприятия, и это без учета проверок Минэкологии, Росприроднадзора и Россельхознадзора, число которых, по нашим оценкам, достигает 5 тысяч. Также здесь не учтены данные по административным штрафам и административным расследованиям, так как их реестр нигде не ведется, но они составляют львиную долю деятельности контролирующих органов», - сказал Нагуманов в беседе с журналистами.
Поводом для внеплановой проверки может стать поступившая в надзорный орган жалоба, и почти каждый выезд заканчивается для предпринимателя не предупреждением, а наложением административного штрафа. А потому у коммерсантов, по словам Нагуманова, даже сложилось ощущение, что сами сотрудники контролирующих органов пишут такие жалобы.
«К сожалению, сегодня мы имеем неконструктивную позицию по отношению к бизнесу со стороны контрольно-надзорных органов. Если на уровне руководителей мы часто видим понимание ситуации и той реформы, которая проводится, то на уровне исполнителей по-прежнему работает «палочная» система. Контролеры изначально выходят на проверку с обвинительным уклоном, и на наши призывы о том, что нужно не просто находить нарушения, а помогать их устранять и проводить профилактику, часто слышим тезис о том, что мы вам не бесплатная консультация, чтобы помогать исправлять, надо знать все правила и требования, самим изучать их. А пока вы их не знаете – мы вас будем штрафовать. Во многих контрольно-надзорных органах есть целые отделы, которые специализируются на отдельных видах правонарушений. А бизнес как будто должен знать абсолютно все. Но он этого не знает», - заявил Нагуманов.
Выходом из ситуации, по мнению бизнес-омбудсмена, может быть формат публичных слушаний, стартовавший в ресупублике в 2017 году. Сейчас к ним начали присоединяться региональные органы контроля. Прямые коммуникации с бизнесом, по словам Нагуманова, уже трансформировали подходы и взгляды руководителей надзорных органов, которые увидели, что предприниматели готовы конструктивно вести диалог, и это не те люди, которые идут на нарушения исключительно ради своей выгоды.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей сегодня объявил о старте нового исследования делового климата в Татарстане, задача которого - понять, произошли ли изменения в отношениях бизнеса и власти. «По итогам прошлогоднего исследования все муниципалитеты республики самостоятельно подготовили дорожные карты по улучшению делового климата. Наша цель — понять, увидел ли бизнес улучшения и насколько те мероприятия и шаги, которые предпринимают местные власти и контролирующие органы, эффективны», - обрисовал задачу нового исследования Тимур Нагуманов.
Принять участие в нем можно через мобильное приложение на портале госуслуг РТ. В небольших городах и районных центрах используются телефонный обзвон предпринимателей и их подробное анкетирование.
В прежнем исследовании приняли участие 4,8 тыс. представителей малого бизнеса. Интересно, что по итогам того опроса, 30% предпринимателей считают, что местная власть создает условия для ведения бизнеса и примерно столько же (27%) уверены, что она мешает его развивать.