Татарстан, 04 мар 2020, 09:26

Высокие цены и дефицит: бизнес Казани теряет выручку из-за коронавируса

Малый бизнес Казани несет убытки из-за закрытия границ с Китаем на фоне распространения коронавирусной инфекции. По оценкам экспертов, в случае смены стран-партнеров цены на ряд товаров вырастут до 20%
Читать в полной версии

Как рассказал РБК Татарстан первый заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев, бизнес испытывает серьезные проблемы из-за эпидемии в Китае.

«Уже есть обращения в Торгово-промышленную палату по подтверждению форс-мажора. Некоторым компаниям приходится идти на такой шаг. Дело в том, что многие предприятия в Китае работают в неполном режиме или удаленно. Это реальная ситуация, которая сложилась в КНР и которая отражается на нашем бизнесе», — сказал Николаев.

На основании выдаваемого ТПП России сертификата об обстоятельствах форс-мажора сторона освобождается от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих контрактных обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

При этом Артур Николаев отметил, что в настоящее время ситуация стабилизируется. «Какой-то запас товаров у предпринимателей все-таки есть. Наиболее сложная ситуация возникает с фруктами и овощами. В основном, эта проблема актуальна для Дальнего Востока», — сказал Николаев.

Спад продаж

Руководитель интернет магазина Kazandigital, специализирующегося на гаджетах и технике китайских компаний, Олег Туманов рассказал, что из-за ситуации с коронавирусом продажи упали на 30%.

«Сказалась задержка поставок. Долгое время предприятия Китая не работали. Сначала были новогодние каникулы, к которым все были готовы. Товары закупали с запасом. Из-за вспышки коронавируса каникулы продлили. И они продолжаются до сих пор. На данный момент, конечно, уже кое-какие поставки пошли. Казалось бы, что ситуация должна улучшаться, но задержка все равно есть. Если раньше было 100-200 каналов поставок, то сейчас их 5-10. Это, конечно, влияет на стоимость доставки», — сказал Туманов.

По его словам, в апреле дефицит товаров и высокие цены сохранятся. «Цены, в среднем, выросли на 10-20%. На мой взгляд, они «откатятся» обратно, но это произойдет позже. Если в течение месяца мы вернемся к обычному режиму работы, то к середине мая-июню ситуация стабилизируется. Поэтому сейчас нам нет смысла заказывать большие партии. В дальнейшем цена упадет, и придется продавать товар ниже закупочных цен. Поэтому пока некоторых гаджетов просто нет в наличии. Мы не можем их доставить», — сказал Туманов.

Замена на Бангладеш и Беларусь

Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский отметил, что одномоментная оценка убытков среднего и малого бизнеса из-за вспышки и распространения коронавируса невозможна, поскольку эпидемия продолжает прогрессировать.

«В России, в первую очередь, она сказывается на тех сферах, которые напрямую зависят от поставок из Китая. Это оперативная продукция, которая не требует длительного хранения и накопления на складах и в сортировочных центрах. Речь идет преимущественно о фруктах и овощах. Это значит, что не все категории продукции из Китая сейчас окажутся в остром дефиците. Текстиль, продукция легкой промышленности, посуда, упаковочные составляющие, а также электроника и прочие не попадут в зону кризиса быстро. Но если эпидемия будет прогрессировать, как минимум, месяца три, то и здесь возникнет острый дефицит, который уже необходимо компенсировать заказами от новых поставщиков», — сказал Жарский.

По его мнению, альтернативой могут стать Бангладеш, Вьетнам, Беларусь, Узбекистан, Индия и Камбоджа. «Все эти страны в какой-то степени могут покрыть спрос, но в таком случае может увеличиться цена конечного товара в размере от 5 до 20%, так как Китай в этом вопросе был лидером по производству продукции самого низкобюджетного характера», — сказал Жарский.

Он подчеркнул, что наибольший удар уже сейчас чувствует бизнес, связанный с оказанием туристических и рекреационных услуг, а также предприятия общественного питания и рестораны. «Туристы из Китая – наиболее прибыльный контингент для всех туристических центров России. Соответственно, на конечную прибыль этого бизнеса туристы из Китая оказывали самое прямое влияние. При сохранении режима «закрытой» границы только туристический сегмент в РФ может не досчитаться до 30% выручки», — скала Жарский.

По его словам, постепенно цены смогут вернуться к прежнем уровню, но это не быстрый процесс.

Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Выборы в Индии могут ударить по ценам на золото. Что будет с рынком
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов