KazanForum, 04 мая 2023, 08:59

Сближение на фоне санкций: Татарстан может удвоить товарооборот с Ираном

Татарстан в мае посетят представители бизнеса и торгово-промышленных палат Ирана. По мнению экспертов, бизнес-миссия будет способствовать развитию отношений не только РТ и Ирана, но и России в целом
Читать в полной версии

Татарстан и Иран

В Агентстве инвестиционного развития республики РБК Татарстан рассказали, что в состав бизнес-миссии из Ирана, которая прибудет в преддверии XIV Международного форума «Россия – Исламский мир: KazanForum», вошли более 30 человек. Это представители Торгово-промышленной палаты страны, объединенной Российской-Иранской торговой палаты, а также предприниматели из различных отраслей.

По данным АИР РТ, иранский бизнес заинтересован в приобретении в России баранины (свежей и замороженной), ресурсов для развития животноводства, кукурузы, ячменя и прочих зерновых, кофе, а также отходов и добавок из полиэстера и так далее. А импортировать в РФ иранский бизнес хотел бы продукты нефтехимии, стройматериалы, сухофрукты и другие товары.

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин рассказал РБК Татарстан, что визит иранской бизнес-миссии в преддверии Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» является ответным. В ноябре 2022 года была организована российская бизнес-миссия: Иран в ее составе посетили более 100 предпринимателей. «Что касается Татарстана и Ирана, то их связывают тесные контакты в рамках российско-иранских отношений. С 2007 года в Казани работает Генеральное консульство Ирана, действует филиал принадлежащего иранским акционерам «Мир Бизнес Банка», в местных вузах проходят обучение студенты из исламской республики, выстроено партнерство в областях культуры и науки. При этом в части экономики еще есть куда двигаться, и задать эти векторы помогает Российско-иранский деловой совет при ТПП РФ. А визит главы Татарстана Рустама Минниханова в Иран в сентябре 2022 года задал совершенно новый темп во взаимодействии сторон», — отметил Катырин.

Президент ТПП РФ сообщил, что, по итогам 2022 года, товарооборот между Татарстаном и Ираном составил порядка 200 млн долларов. Однако имеющийся потенциал, по мнению Катырина, позволяет удвоить эту цифру уже в текущем году и в дальнейшем двигаться по нарастающей.

«И помочь в этом могут те самые партнерства, которые зародятся или расширятся в ходе предстоящей бизнес-миссии, и последующая коммуникация представителей деловых кругов», — отметил он.

Направления для сотрудничества

Если говорить о направлениях для партнерства, отметил Катырин, власти Татарстана высказывали заинтересованность в поставках в Иран «КАМАЗов», вертолетов, грузопассажирских судов, нефтехимической продукции. Ставился вопрос использования международного транспортного коридора «Север-Юг» с участием татарстанских логистических центров, который позволит по воде доставлять грузы в Иран и через него в другие страны.

Президент ТПП России считает, что иранский бизнес может помочь Татарстану и другим регионам в заполнении ниш, которые освободились в России после ухода из-за санкций ряда зарубежных брендов. Интерес представляет сотрудничество в таких сферах, как энергетика, нефтехимия, сельское хозяйство, легкая промышленность, туризм. Большой потенциал, по словам Катырина, видится и во взаимных инвестициях, кооперациях в особых экономических зонах.

«Не стоит забывать, что Иран имеет большой опыт работы в условиях западных санкций, что так или иначе нас сближает. К тому же страна в скором времени может стать членом сразу нескольких государственно-экономических союзов – ШОС, БРИКС и даже ЕАЭС. А это даст дополнительный импульс для наращивания сотрудничества», — заявил Катырин.

Россия и Иран

Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая отметила в беседе с РБК Татарстан, что интерес к сотрудничеству с Ираном усилился после того, как Россия попала под западные санкции, сопоставимые по жесткости с иранскими.

«Однако товарооборот между Россией и Ираном пока остается весьма скромным – официальные данные не раскрываются, но, по словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, в 2022 году он увеличился почти на 15% и составил $4,6 млрд. Для сравнения, товарооборот России с Китаем составляет $190 млрд, с Индией, Турцией – десятки миллиардов долларов. Впрочем, очевидно, что в условиях поляризации отношений как России, так и Ирана с Западом объемы торговли и инвестиций между Россией и Ираном продолжат расти», — сказала аналитик.

Партнер экспертной группы Veta Александр Терентьев считает, что после введения против России беспрецедентных санкций, сотрудничество обеих стран перешло в плоскость максимально тесных. Сейчас идет активное обсуждение подписания нового договора о стратегическом партнерстве. По итогам истекшего финансового года, Россия стала инвестором номер один в экономику Ирана: было вложено порядка $2,76 млрд, заявил Терентьев. Для сравнения: общий размер инвестиций иностранных инвестиций в иранскую экономику составил $4,18 млрд.

По словам Терентьева, Россия активно вкладываетcя в промышленный, горнодобывающий и транспортный сектор Ирана. Помимо РФ, наиболее активныя стратегическим партнером данной страны является Китай. 

«Также можно указать и на упрощение финансовых взаимодействий между странами, в частности, в начале этого года Центробанки обеих стран подписали соглашение о сотрудничестве в сфере облегчения финансовых и банковских операций для стимулирования торговли, к слову о торговле – за 2022 год товарооборот между странами увеличился на 15% до 4,9 млрд долларов», — сказал аналитик.

По словам Ольги Беленькой, одним из традиционных направлений для сотрудничества России и Ирана была энергетика. «По словам министра экономики РФ Максима Решетникова, строится вторая очередь атомной электростанции АЭС «Бушер», ведется разработка нефтяных месторождений. Также в связи с изменением географической структуры внешней торговли России приоритетным направлением стало развитие транспортно-логистического коридора «Север-Юг» – обеспечение транспортной связи России и Индии через Иран», — рассказала Беленькая.

Терентьев тоже выделил российско-иранское сотрудничество, направленное на усовершенствование международных транспортно-логистических коридоров, в частности – проект «Север-Юг», который может связать порты  Санкт-Петербурга с Мумбаем и другими индийскими портами.

Ольга Беленькая добавила, что в условиях санкций Иран стал одним из источников импорта в Россию промышленной продукции. Как сообщалось в докладе Тегеранской торгово-промышленной палаты (ТТПП), помимо традиционной продукции сельского хозяйства, Иран нарастил экспорт промышленных товаров в Россию на 30% (полистирол, насосы, автокомпоненты, станки для металлообработки и так далее). В прошлом году иранские СМИ сообщали, что Иран заинтересован проводить с Россией бартерные сделки по обмену продукции металлургии на автозапчасти и газовые турбины.

«Недавно РБК со ссылкой на неназванные источники сообщил, что «Аэрофлот» на фоне западных санкций впервые в истории отправил свой самолет на ремонт в Иран. Выбор объяснялся тем, что использовавшиеся ранее зарубежные центры обслуживания самолетов стали недоступны для России из-за санкций, в то время как считается, что у Ирана накоплен опыт проведения техобслуживания авиатехники в условиях санкционных ограничений. Но этот опыт включает устаревший парк авиатехники, «каннибализацию» самолетов на запчасти, импорт б/у запчастей из третьих стран. На днях Autonews сообщил, что в Россию ввезли первую партию иранских автомобилей IKCO Tara по цене от 1,5 млн руб. По словам автоэкспертов, это версия модели Peugeot примерно 20-летней давности», — рассказала Беленькая.

Эксперт добавила, что Иран по-прежнему находится под международными санкциями, что существенно ограничивает возможности его экономического развития и сотрудничества с другими странами

Партнер экспертной группы Veta Александр Терентьев считает, что сотрудничество Татарстана и Ирана может быть максимально эффективным, так как у РТ есть все возможные механизмы для развития бизнеса иностранного инвестора, а Иран получает доступ на российский рынок, где при грамотном подходе открывается масса возможностей.

«Более того из-за схожести религиозных подходов в том числе и за счет уже имеющихся взаимодействий в рамках исламского банкинга такое сотрудничество становится максимально оптимальным. На текущий момент можно выделить взаимодействие в сфере образования, обмена профессиональным и культурным опытом, развитием промышленной и транспортной сферы, но полагаю, что наиболее крупные проекты будут заключены как раз в рамках предстоящих мероприятий», — сказал эксперт.

Согласно официальному сайту KazanForum, в деловую программу мероприятия включили бизнес-диалог «Россия-Иран». Он пройдет 18 мая. На сессии планируется обсудить, какие проекты и инициативы способны дать импульс качественному развитию двусторонних отношений в новых условиях, обозначить наиболее востребованные направления делового сотрудничества, обсудить, чего бизнес России и Ирана ждет от правительств двух стран для реализации всего потенциала торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия и другие вопросы.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек