Татарстан, 04 июн 2014, 02:14

Казани далеко до агломерации, считают архитекторы

Чтобы создать развитую казанскую агломерацию в 3 млн человек с большим интеллектуальным капиталом, столице Татарстана потребуется единый управленческий орган и развитая транспортная инфраструктура. Для комфортной для жизни агломерации нужно продумать и рекреационные островки, например, в Верхнеуслонском и Лаишевском районах. Об этом архитекторы и эксперты по урбанистике заявили 1 июня на лекции в центре современной культуры «Смена» в рамках первого Kazan Urban Forum.
Читать в полной версии
Фото: РБК-Татарстан

Чтобы создать развитую казанскую агломерацию в 3 млн человек с большим интеллектуальным капиталом, столице Татарстана потребуется единый управленческий орган и развитая транспортная инфраструктура. Для комфортной для жизни агломерации нужно продумать и рекреационные островки, например, в Верхнеуслонском и Лаишевском районах. Об этом архитекторы и эксперты по урбанистике заявили 1 июня на лекции в центре современной культуры «Смена» в рамках первого Kazan Urban Forum, приуроченного, в свою очередь, к KazanSummit.

«В Москве прошли уже три урбанфорума, и можно заметить, что разговоры на тему города стали модными – урбанистику обсуждают не только в профессиональном сообществе, но повсеместно, - отметила доцент кафедры теории и методики географического и экологического образования КФУ Светлана Хуснутдинова и привела в пример недавние дискуссии в Токио, Манчестере и Барселоне. - В разработке Стратегии-2030 Татарстана есть большой интерес к казанской агломерации, как основе долгосрочного развития республики, но для этого нужна открытая дискуссия и управление. Мы в тренде – вопросами агломерации озабочены во всем мире».

«Казанская агломерация будет важным подспорьем для развития экономики региона – только 30 мегалополисов дают 16% мирового ВВП. И у татарстанских агломераций есть серьезные конкуренты. Если хотите посмотреть карту агломераций – это карта магазинов Икеа, - сказала Светлана Хуснутдинова. – Однако агломерация – не только развитая промышленность, но и отдых. Нужно понять, как развивать город, чтобы он был привлекателен в первую очередь для людей с интеллектуальным капиталом. Вопреки распространенному мнению, численность не главный критерий. Крупный город - это когда одинокому человеку есть куда пойти вечером».

По словам заведующего кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич, несмотря на то, что понятия агломерации в градостроительных документах России нет, в рамках стратегии развития Татарстана до 2030 года власти рассматривают три естественные агломерации – Казанскую, Набережно-челнинскую и Альметьевскую. «На совещаниях в республике в 2011-2012 годах неоднократно заявлялось, что Казань должна достигнуть численности 3 млн человек. Это сделать очень непросто: по статистике казанская агломерация сегодня занимает всего 12-е место в России, при этом среди городов-миллионников Казань – на 8-9 месте», - говорит Александр Дембич.

«Думаю, совершенно не зря в последние годы Татарстан затеял строительство новых городов-спутников «Иннополис» на 155 тыс. человек и «Смарт-Сити» на 60 тыс. жителей. «Иннополис» и «Смарт-Сити» - попытки насытить Казанскую агломерацию новыми городами, чтобы вывести ее на новые рубежи – выйти на заветную цифру в 3 млн населения», - заключил архитектор. По его мнению, из этих двух проектов «Смарт-Сити» более перспективен, так как находится вблизи аэропорта, который активно развивается и имеет все шансы стать международным хабом.

По мнению Светланы Хуснутдиновой, «Иннополис» и «Смарт-Сити» важны, если они не спровоцируют отток жителей из Казани. «Как говорят мои студенты, если не можешь остановить процесс, возглавь его. Так и с агломерацией – нужно сделать этот процесс контролируемым», - добавила она.

Дембич отметил, что все части агломерации должна соединять развитая транспортная инфраструктура с радиусами ближнего и дальнего поясов на 30 и 50 км от центра Казани. Сформировать ее, по словам архитектора, помогут строящийся дорожный коридор «Западная Европа - Западный Китай» и «Великий шелковый путь», проходящие через Казань, а также Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр.

Магистрант КГАСУ Фарида Бикташ подняла на лекции вопрос дачного строительства. С апреля по май дачники увеличивают численность пригородов Казани в 3-4 раза, при этом в районах не становится больше сотрудников коммунальных служб, полицейских или медиков. По словам Светланы Хуснутдиновой, эти вопросы обсуждались на майском совещании в минэкономики, посвященном Стратегии-2030, и участники совещания пришли к выводу, что управлять агломерацией нужно сообща. «Жизнь показывает, что агломерация развивается своим путем, однако в интересах любых муниципальных структур создавать свои управленческие органы», - согласился с ней Александр Дембич.

Аспирант кафедры градостроительства КГАСУ Диляра Шарафиева на дискуссии добавила свои предложения по созданию рекреационных островков внутри агломерации. По ее словам, в Верхнеуслонском районе можно организовать природно-рекреационный парк с санаториями - парквей, а в Лаишевском – молодежный лагерь для отдыха и тренингов.

Сам урбанистический форум пройдет 6 июня в рамках Kazansummit-2014. Архитектурное сообщество надеется на открытое обсуждение проблематики Казанской агломерации вместе с представителями мэрии Казани и республиканских министерств, занимающихся разработкой татарстанской Стратегии-2030.

Алиса Розанова

Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code