Татарстан, 04 сен 2020, 10:52

Цена десерта: производители РТ предрекли рост стоимости мороженого

Стоимость мороженого может вырасти на 20-30%. Причиной может стать введение обязательной маркировки в 2021 году. Татарстанский производитель мороженого и эксперт отрицательно оценили инициативу
Читать в полной версии

Маркировку мороженого предлагается начать с 20 января 2021 года. Проект постановления минпромторга РФ о сроках введения маркировки молочной продукции опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Союз мороженщиков России обратился к министру сельского хозяйства РФ Дмитрию Патрушеву и заместителю председателя правительства Российской Федерации Виктории Абрамченко с просьбой исключить мороженое весом до 100 граммов из списка товаров, подлежащих маркировке по экономическим и технологическим причинам.

«Введение маркировки скажется на стоимости порционного мороженого, так как его упаковочная единица стоит недорого. В условиях диверсифицированного и конкурентного рынка не все производители смогут переложить затраты на маркировку на плечи потребителей. Рост дополнительных расходов внедрения обязательной маркировки для индустрии может составить до 2,5 млрд рублей в год. Это может превысить даже темпы роста объема всей индустрии в финансовом эквиваленте», — говорится в открытом письме, опубликованном на сайте Союза мороженщиков.

Закон о национальной цифровой маркировке товаров вступил в силу с 1 января 2019 года. По нему внедрить единую систему маркировки предполагается во всех отраслях промышленности до 2024 года.

Дорогая маркировка

В пресс-службе компании «Челны Холод» РБК Татарстан сообщили, что считают введение маркировки молочной продукции и мороженого нецелесообразным. «Доля контрафактной продукции на рынке мороженого из-за особых условий производства и хранения стремится к нулю. Особенно это касается продукции весом, менее 100 грамм. При этом введение маркировки потребует существенных затрат по переоборудованию производственных линий для печати кодов. Стоимость переоборудования одной линий обойдется в несколько миллионов рублей. Потребуется приобрести дополнительное программное обеспечение и сервера для работы с этим оборудованием», — сказали в пресс-службе.

Кроме единовременных вложений, по словам представителей компании, увеличатся затраты на расходные материалы, а также на обслуживание нового оборудования и увеличить число упаковщиков или снизить производительность линий. «Все это увеличит затраты из-за падения производительности труда», — сказали в пресс-службе.

В минсельхозе и минпромторге РТ не смогли предоставить информацию о количестве производимого в регионе мороженого и числе компаний, выпускающих продукт. Помимо «Челны Холод», продукцию выпускают фабрика «Славица» (Н. Челны), Казанский молочный завод, входящий в холдинг «КОМОС ГРУПП» (под брендом «Зелено село») и другие. От комментариев на фабрике и комбинате отказались. 

Согласно открытым источникам в сети, в РТ действуют порядка 80 компаний, предоставивших сведения о производстве и поставках мороженого на рынок РТ. 

К факторам увеличения стоимости в компании отнесли и цену самой марки. «Мороженое не относится к дорогостоящим продуктам и 50 копеек за марку на каждую штуку ощутимо увеличивает себестоимость. Для комплексной работы с маркировкой и взаимодействия со всеми информационными системами, которые маркировка затрагивает, потребуется увеличить штат технических специалистов», — отметили в пресс-службе.

Помимо этого, могут возникнуть и другие проблемы со стороны прочих участников процесса маркировки. «Затраты не будут компенсированы ростом продаж за счет «снижения» несуществующего контрафакта. Более того, ожидается снижение продаж за счет роста конечной цены и замедления всех процессов – от производства до продажи на кассе. Для примера можно посмотреть, как это сейчас происходит с алкоголем», — сказали в компании.

Стоимость конечной продукции весом менее 100 грамм, по оценке «Челны-Холод», увеличится на 25-30%. В пресс-службе отметили, что предприятие уже ведет подготовку к нововведениям, но модернизацию оборудования еще не начинали.

«Ситуация с коронавирусом осложнила работу технических специалистов. До сих пор от Центр развития перспективных технологий нет официальных результатов тестирования по всем видам упаковки. Некоторые ключевые вопросы взаимодействия между производителями и покупателями до сих пор не решены. Проект постановления, на который можно более точно ориентироваться, был опубликован лишь недавно», — сказали в пресс-службе.

Бизнес не поддержит

Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков отметил, что инициатива касается фактически электронного паспорта каждой единицы изделия. По его словам, по оценке производителей мороженного для покупателя цены могут увеличиться на 15-30%, что будет весьма чувствительно для населения.

«Введение такой системы и нанесение уникального кода на каждую упаковку с последующей проверкой считывания ведет к существенным капитальным затратам производителей продукта. Молочные продукты уже находятся в системе «Меркурий», где есть возможность отслеживать каждую партию. Наносить платный уникальный код на каждый стаканчик – это новелла, которая не имеет аналогов ни в одной стране мира. Именно по этому бизнес не поддерживает инновационную маркировку, ведущую к колоссальным затратам, росту себестоимости и сулящую уронить объемы выпуска продукции ввиду ее удорожания», — сказал Востриков.

По его словам, в данном сегменте контрафактная продукция практически отсутствует, так как нет брендов, дающих дополнительную маржу производителю. «В производстве продуктов питания более развита индустриальная конкуренция, основанная на технологических преимуществах крупных предприятий, поэтому нет экономического стимула выпускать контрафактную продукцию, рискуя попасть под ответственность», — сказал Востриков.

По данным «Руспродсоюза», объем рынка мороженного стабилен с некоторой тенденцией роста: последние 10 лет колеблется в пределах 331-439 тыс. тонн с рекордным всплеском в 2018 году во время футбольного чемпионата, проводимого в России.

Без альтернативы

Аналитик «Финам» Алексей Коренев в беседе с РБК Татарстан подчеркнул, что в стране взят курс на маркировку всех товаров. «Скорее всего, такая тенденция будет продолжена. Поэтому спорить с теми, кто ратует за маркировку, не получится. Мороженое – это пищевая продукция. И аргументация за маркировку будет сильная», — сказал Коренев.

При этом, по его мнению, на конечную стоимость маркировка сильного влияния не окажет. «Как показал опыт сигарет и лекарств, подорожание произойдет на несколько рублей. Думаю, при средней стоимости мороженого в 50-100 рублей –такое повышение цен окажется терпимым для покупателей», — сказал Коренев.

С 1 ноября 2019 года молочная продукция должна быть сертифицирована в электронной системе «Меркурий». Татарстан начал переходить на систему «Меркурий» раньше – в 2015 году. Обязательная электронная ветеринарная сертификация была введена 1 июля 2018 года.

Управлением Россельхознадзора по РТ в 2019 году было выявлено 39 случаев реализации фальсифицированной молочной продукции, содержащий жиры немолочного происхождения. В общей сложности, специалисты за год взяли свыше 633 проб.

Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
Дубай еще не все: станут ли коммерческие лоты клондайком для инвесторов